После окончания учебы в Ярославле молодой художник среди немногих выпускников получает рекомендацию для поступления в Академию художеств в Ленинграде, но обстоятельства складываются таким образом, что ему было необходимо вернуться в родной город. В Архангельск Кононов приезжает в один из самых интересных периодов жизни города.
Именно в эти годы появляется целая плеяда молодых художников, начинается активная творческая жизнь. Художники органично вошли в жизнь города. Создали объединение, ездили в творческие командировки по Северу, откуда привозили картины, рассказывающие о жизни Края. Они организовывали выставки, иллюстрировали книги, издаваемые Северным книжным издательством, создавали декорации для театральных постановок. Кононов, работая учителем рисования и черчения в средней школе им. М.В. Ломоносва, также принимает участие в выставках, работает в театре рабочей молодежи (ТРАМе), организует для рабочей творческой молодежи студию (ИЗОРАМ). Эта студия при ТРАМе стала не только школой творческого мастерства для многих начинающих художников, но своеобразным центом культурной жизни города. Следует отметить, что именно Кононов был организатором и первым художественным руководителем «ИЗОРАМа», подтверждением чему служит удостоверение о командировке его в Ленинград «для ознакомления с постановкой работы Ленинградского «Изорама». В 1932 году Кононов был призван в Армию. После возвращения со службы самое непосредственное участие принимает он в создании в 1935 году Северного Краевого Союза. В 1937 он уже избирается председателем правления Архангельского «Товарищества» художников. В 1939 создается Союз художников Архангельской области, который становится частью Союза советских художников. Возглавил Союз Герман Вячеславович Кононов, став его первым председателем. Это были непростые годы в жизни страны. Перед художниками была поставлена задача создания тематических картин. Если еще недавно художники занимались творчеством лишь в свободное от основной работы время, то теперь они целиком переключались на творческую работу. В связи с подготовкой выставки, посвященной 20-летию Советского Севера многие из них были отправлены в командировки и получили творческие задания. За Виктором Преображенским, Николаем Фурсеем и Германом Кононовым была закреплена тема - Архангельский порт и интервенция на Севере. Тема Архангельского порта была для Германа Вячеславовича благодатной. Он как коренной горожанин любил Архангельск, изучал документы, собирал материалы по истории края. Одной из интересных работ на эту тему стала картина «Архангельский порт конца XIX века» - на пристани идет деловая неспешная работа, в которой каждый знает и толково делает свое дело: одни подвозят и укладывают в бочки рыбу, другие забивают бочки и откатывают их. Стоящие у пристани парусные суда вносят в историю Архангельска романтику дальних странствий.
Другая, означенная за ним тема, не увлекла художника. Из двух сохранившихся эскизов «Бегство белых из Архангельска. Февраль 1920» и «Интервенция в Архангельске» можно судить, что Кононов не развил эту тему. Но не только над «нужными и важными» темами работал художник в 1930-е годы. В этот период были созданы замечательные живописные пейзажи, красивые, гармоничные по тону пастели. Редко кого из архангельских художников оставляли равнодушными волшебные белые ночи, отражающиеся в воде облака, скользящие по Двине яхты. Романтически одухотворенная, тонкая по настроению, импрессионистически воздушная работа «Яхтклуб. Белая ночь» - одна из лучших в творчестве художника. Еще в начале 1930-х Кононов приблизился к теме, увлекшей его на несколько лет. Это тема городского архангельского пейзажа. Ее можно проследить от первой работы 30-х годов «Архангельск. У пожарки» до последней 60-х «Набережная у ЦНИИМОДа». Здесь мы встречаемся с редким примером осознанной преданности теме. К сожалению, много больших работ, посвященных Архангельску, не сохранилось.
На выставке в 1940 году экспонировалась картина «Первомайская демонстрация в Архангельске». Местная пресса отмечала, что «Демонстрация в Архангельске» Г. Кононова интересна новизной темы, желанием отобразить красоту советских праздников». Его городские пейзажи характеризует особая бережность отношения к мотиву. Любимые уголки города: набережная, свой двор, которые он писал в различные времена года, зимой и летом, - написаны с особой теплотой.продолжение следует....
материал взят из буклета государственного музейного объединения "Художественная культура Русского севера" посвященного 100-летию с дня рождения живописца
Добавить комментарий