УХТОСТРОВ (Ухостров, Угтостров, Ухтострово). Одна из древнейших русских селитебных территорий Двинской земли. Многочисленная группа деревень-однодворок размещалась на острове Ухтостров, одном из самых больших островов в нижнем течении реки Северная Двина в т.н. Холмогорской Дельте или Луке. Остров находится против Холмогор и омывается с северо-востока рекой Северная Двина, а с юго-запада её рукавом Богоявленской. Местность была населена уже в XI – XII вв. Предположительно, что его русскими первопоселенцами стали выходцы из Великого Новгорода. Издавна Ухтостров наряду с Матигорами был резиденцией новгородских посадников. О. Овсянников на основании проведенных археологических и исторических исследований утверждает, что «именно этот микрорайон Поморья был впервые освоен новгородцами и стал «сердцем» Русского Севера. Дороги в богатые пушным зверем печорские и зауральские земли проходили XI – XIII вв. именно через область Нижнего Подвинья. В районе Холмогорской Дельты появилось первое русское постоянное население в восточно-европейской Арктике. Ухтостров впервые упоминается в Уставной Грамоте Великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле от 1397 г.(о взимании пошлины с тогдашних жителей). А.Б. Юдин высказал предположение о том, что эта территория упоминается также в более раннем документе – Уставной Грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1136/1137 гг. и указанный в грамоте пункт дани Спирков размещался на о-ву Ухтостров. В первой четверти XVII в. ухтостровские селения входили в состав Ухтостровской волости Двинского уезда. Волость состояла из двух групп поселений: двух погостов – Богоявленского и Троицкого и прилегающих к ним деревень. Первая группа относилась к Богоявленскому Ухтостровскому приходу и занимала восточную и южную часть острова и состояла из 9 селений, из которых два находились близ приходских храмов, а остальные отстояли от них от 1 до 4-х верст. Центром группы поселений была деревня Богоявленский Погост (Александровская 3-я). Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви Богоявленская и Благовещенская. Создатели их неизвестны. Церкви горели неоднократно. Вторая группа поселений занимала северную половину острова и относилась к Троицкому Ухтостровскому приходу. Она состояла из 12 деревень, из них две находились близ приходских храмов, а остальные не далее 2 верст. Центром группы поселений была деревня Троицкий Погост (Шеинская). Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви во имя Св. Троицы и Великомученицы Варвары. В 1894 г. здесь имелись две одноименные каменные церкви. Позднее Ухтостров был разделен на две волости Богоявленскую Ухтостровскую и Троицкую Ухтостровскую, входившие в Холмогорский уезд. В настоящее время ухтостровские селения находятся в ведении Ухтостровской сельской администрации Холмогорского района. Существует несколько версий о происхождении собственного названия Ухтостров. Согласно П.С. Ефименко Ухтв переводе с финского языка означает Первый. Этой гипотезы придерживается А.В. Новиков. Г.В. Демчук предполагает, что свое название остров получил от реки-протоки Ухтостровка. В XIX в. Ухтостров посетил известный художник, путешественник и литератор В.В. Переплетчиков. Позднее здесь побывал живописец и искусствовед, один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины И.Э. Грабарь. В XX в. Церковные комплексы Ухтострова изучал археолог и историк, исследователь культуры древней Руси О. В. Овсянников. В 1970 г. из церквей Ухтострова сотрудниками Архангельского областного музея изобразительных искусств вывезен крупный комплекс икон, представляющих художественную ценность. Тем не менее несмотря на близость Ухтострова к областному центру и историческую значимость этой территории ее прошлое остается малоизученным. Фамилии Ухтострова. За многие столетия здесь сложился достаточно устойчивый социум. Его основу складывали ряд древних фамилий – родов (Антоновы, Архиповы, Батраковы, Веснины, Грибановы, Ермолины, Ефимовы, Демидовы, Змётные, Клемушины, Колтовые, Короткие, Кустовы, Могутовы, Мухины, Нагие, Осиповы, Палеховы, Перепелкины, Пузановы, Пушакины, Родионовы, Самыловы, Собинкины, Татауровы, Трубниковы, Тышевы, Худяковы, Угольниковы, Узкие, Фокины, Шиповы, Шкулевы, Шмаковы, Шубные, Юрьевы). Их представители обитают здесь и поныне. Все они связаны тесными родственными узами. Два ухтостровца стали первожителями нового города – Архангельска: «с нижней половины с Ухтострова Ших Антонов сын Максимов, да Давыд Михайлов сын Яковлев с товарищи». (упомин. Крестинин В.В. Краткая история о городе Архангельском. С.162). Исторический очерк д. Ухтострово принадлежит Евгению Фёдоровичу Колтовому. Описание церковных Ухтостровских приходов Ухтостровский Богоявленский приход. Приход располагался в 7 верстах от Холмогор, занимал южную часть Ухтостровского острова и состоял из 9 селений, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось 326 мужского пола и 392 — женского. Местность, занимаемая приходом, была населена уже в XIV веке, как это видно из грамоты великого князя Василия Димитривича от 1397 г. о взимании пошлины с ухтостровских жителей. Из купчей 1519 г., копия которой была частично внесена в памятную книгу прихода, а подлинник хранился в церковном архиве, следовало, что намного раньше этого года, т.е. ещё в XV в. описываемый приход уже существовал и в нем были деревянные церкви — Богоявленская и Благовещенская. Из челобитной церковного прикащика Антонки Пахомова на имя Макария, епископа Вологодского и Великопермского, а также из храмозданных и храмосвятных грамот митрополитов Новгородских Киприана, Никона, Корнилия, Питирима и из других старинных документов известно, что церкви подвергались пожарам в 1575, 1626, 1635, 1667 и 1680 годах и были каждый раз восстанавливались. Последняя деревянная Богоявленская церковь была построена в 1681-1682 г.г. по благословению митрополита Корнилия и освящена архиепископом Афанасием в 1683 г. Её строителем был заостровский крестьянин Степан Федотов Мелахов, получивший за лес и производство работ 150 рублей и 110 мер ячменя. Первоначально церковь имела 9 глав, но при поправке в 1775 г. была оставлена только одна. За крайней ветхостью эта церковь в 1883 г была заново перестроена и освящена епископом Нафанаилом 2-м 15 июля 1886 г. Каменной Благовещенской церкви, освященной в 1858 г., предшествовало несколько деревянных, последняя из которых построена в 1668 г. по грамоте Питирима, митрополита Новгородского. К средине XIX века церковь обветшала настолько, что была упразднена и вместо неё, по указу Архангельской духовной консистории от 6 июля 1850 г. за №2299, была построена каменная церковь, освящённая в 1858 г. протоиереем Холмогорского собора Иаковом Ключаревым. Приписная часовня в д. Нестеровской, во имя Животворящего Креста Господня, была устроена в 1718 г. по благословению Преосвящ. Варнавы. Церковно-приходское попечительство открыто в 1888 г. Церковно-приходская школа существует с 16 октября 1891 г. Учительница — кончившая курс в епархиальном женском училище девица Александра Попова. Церковный староста: Василий Могутов 1887-1890? г.г. Ухтостровский Троицкий приход. Приход располагался в 9,5 верстах от Холмогор, в северной части Ухтостровского острова, омываемого с северо-востока Северной Двиной, а с юго-запада — её рукавом Богоявленкой, напротив Холмогор. В составе прихода было 12 деревень. Об Ухтострове как населенной местности, упоминалось в 1397 г. в судной грамоте великого князя Василия Димитриевича. Сведений о ранней истории прихода не сохранилось, так как церковные документы погибли в пожарах, а также при набегах «Литовских людей и русских воров» в начале XVII в. Об этих нападениях на церкви и ограблении их упоминалось в грамоте митрополита Новгородского Киприана от 1634 г. О том же писал ему церковный прикащик того времени Гришка Еремеев. Из писцовой книги Мирона Вельяминова от 1623 г. видно, что в то время в Ухтостровской волости были две деревянные церкви — во имя Св. Троицы и вмц. Варвары — и при них причт, состоявший из священника, дьячка и пономаря. Свято-Троицкая церковь сгорела от молнии 24 мая 1626 г., как видно из челобитной церковного прикащика Хрисанки Павлова от 1627 г. к Новгородскому митрополиту Киприану, который грамотой от того же года на имя «Спасского попа» Тимофея Семенова благословил построить вместо сгоревшей новую церковь. Вторая церковь была шатровая, пятиглавая с папертью с трех сторон. Она сгорела и была заменена новой, построенной в 1646 г., как видно из челобитной церковного прикащика Федьки Афанасьева Пузанова от 1646 г. к митрополиту Аффонию о построении новой Троицкой церкви с приделом во имя Алексия, человека Божия, и из храмозданной грамоты названного митрополита на имя священника Троицкой церкви Козьмы Иванова. Этой грамотой, кроме построения церкви, разрешалось, согласно просьбе того же Пузанова, «на праздники Св. Алексия человека Божия ко храму с Холмогор, с Посаду, и около посадных волостей ближним попом приходити со кресты молебнов пети во вся годы буде им возможно» Когда церковь пришла в ветхость, ухтостровские прихожане обратились с челобитной к первопрестольному архиепископу Афанасию, который своей грамотой от 26 марта 1682 г., писанной ещё из Москвы, разрешил строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом «в особых стенах» в честь Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа. Главный Троицкий престол новой церкви был освящен самим архиепископом Афанасием 10 июля 1690 г., а придельный — протопопом Василием и протодиаконом Иваном в 1694 г., только не в честь Положения ризы Господа, как первоначально предполагалось, а в честь св. Алексия человека Божия, по ходатайству перед архиепископом Афанасием священника Ивана Гаврилова и церковного прикащика Михаила Никифоровича Волкова. Этот придельный храм, располагавшийся в северной части Троицкой церкви, в 1815 г. был упразднен и в 1823 г. совершенно разобран, а кирпич и камень употреблены в 1833 г. на устройство церковной ограды. Варваринская церковь, упоминаемая в книге Вельяминова, была заменена новой, деревянной, построенной в 1636 г. по благословению митрополита Аффония. Она к концу XVII в. пришла в ветхость. Вместо неё, по грамоте архиепископа Афанасия от 12 марта 1693 г., приступили к строительству каменной Варваринской церкви, которая из-за недостатка средств строилась долго и освящена была 6 февраля 1702 г. Вместо отдельного Алексиевского храма усердием санкт-петербургского купца Василия Ивановича Грибанова, уроженца Ухтостровского прихода, в трапезе теплой Варваринской церкви в 1849 г. был устроен придел во имя того же святого, впоследствии упраздненный. Церкви и колокольни в 1883 г. обнесены каменной сплошной оградой, устроенной усердием приходского крестьянина Иродиона Григорьевича Ермолина. В пользу церкви крестьянином Ермолиным пожертвованы 1000 руб. на устройство нового иконостаса в Троицкой церкви. В пользу причта пожертвованы 500 руб. Ермолиным и 100 руб. крестьянской вдовой Марфой Батраковой. В 1887 г. крестьянину Иродиону Григорьевичу Ермолину было преподано благословение от Св. Синода за пожертвования в пользу церкви. Церковно-приходская школа была открыта 14 декабря 1887 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Александра Владимировна Мефодиева. Церковный староста: Козма Колтовой 1887-1890? г.г. Артель, колхоз, племсовхоз Первая сельскохозяйственная артель ставшая вскоре Ухтостровским колхозом называлась "Северная коммуна" и была организована в 1930 году. В 1931 году колхоз разукрупнился т.е. выделился колхоз "Коллективный труд". В 1934году произошло разделение на 2 колхоза. Образовались колхоз им. Димитрова и им. Молотова. В 1940 роду колхоз им. Димитрова разукрупнился т.е.выделился колхоз "Победа". В августе 1950 года колхозы им "Димитрова" и им. Молотова, "Победа" были объединены В одно хозяйство, колхоз именовался колхозом имени Молотова. В марте 1960 года к колхозу Победа присоединился колхоз "Коллективный труд" с наименованием в дальнейшем колхоз Победа". В 1968 году произошло объединение нескольких колхозов, в том числе и колхоза "Победа" в племсовхоз имени Ломоносова с центром в селе Ломоносово на Курострове. Но уже в 1971 году из него был выделен отдельный ухтостровский племсовхоз, включающий также в себя Чухчеремское отделение, и носящий звание племсовхоза имени Ворошилова. Под таким названием племсовхоз просуществовал до 1990х годов когда необратимые перемены в стране положили конец всему колхозному хозяйству. Частично инфраструктура племсовхоза продолжала функционировать как частное предприятие ОАО "Двина". Но и оно просуществовало недолго. В начале 2000х хозяйство было закрыто. Основная ведущая отрасль хозяйства животноводство.