Продолжение истории Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.

Но Господь не хочет смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему (1Тим.2:4). Это слово исполнилось и на Федоре. Только обращение на путь истины ему не так легко досталось, как вступление в раскол. Ему привелось на этом пути испытать много скорбей, вероятно в искупление его грубых ошибок. Однажды Федор Степанович сидел у себя дома за столом и читал послания св. Апостола Павла к Коринфянам. В 149-м зачале этих посланий написано: Аз приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша, новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет (1Кор.11:23–26). Прочитав эти слова, Федор остановился. Очевидно, у Апостола речь идет о тайне причащения. Но что же такое означают слова: дондеже приидет? И прислонившись спиной к стене, он стал размышлять и искать в своей голове ответа на этот вопрос. Вдруг он спохватился – вспомнил, что у него есть Толковый Апостол, в котором, без всякого сомнения, он найдет объяснения на известные слова и данный вопрос разрешится. Принес он эту книгу, раскрыл ее и стал читать толкование на 26-й стих. В толковании сказано: “ибо егда вразумеши, что тебе ради Господь твой претерпе, и премудр будеши. Сие бо знаменует глаголя, елижды аще ясте, смерть Господню возвещаете. А яко даже до втораго Его пришествия пребудет, наведе дондеже приидет (лист. 536 обор.)”. – Когда Федор прочитал эти слова, то его как будто кто ударил в голову; он растерялся, мысли его пришли в беспорядок, голова кружилась. Чувствуя на себе тяжелое впечатление, он встал из-за стола и вышел вон из избы, чтобы немножко порассеяться. Потом он снова возвратился в избу, опять сел за книгу, стал соображать и мысленно говорил сам с собой: “что же это такое значит: мы говорим, что святого причащения нет уже двести годов, а по слову Апостола Павла, подтвержденному Иоанном Златоустом, оно должно пребыть до Втораго пришествия Христова на землю?!” – Потом он стал читать далее, и прочитал следующее: “воспомянем истинных рабов, они же прославляху Бога, и обрящем, яко сия хвала Божия в жертве бысть изначала миру и яже до скончания века будет. Жертвы вся древнего законы, егда Господь Иисус Христос на кресте име в жертву себе принести, имяху престати, и престаша. Понеже днесь иудеи ни церкви, ниже иерея, ни жертвы не имеют. И понеже жертвы иудейские престати имеху, единой не хотяше Бог быти без жертвы, дабы сия чести и хвалы не имел в Церкви Своей даже до скончания века. Того ради Господь наш Сын Божий новый Иерей из нового колена, нежели Ааронову, жертву нового завета предае на тайней вечери, и новые иереи, по чину Мелхиседекову, апостолы Своя постави. И не иныя коея вещи предаде жертву, но тояжде, юже на кресте принесе, сиречь, тела и крови Своея святыя, якоже рече: се есть тело Мое, еже за вы ломимое, се есть кровь Моя новаго завета, за вы и за многия изливаемя, во оставление грехов: сие творите в Мое воспоминание. Но иным чином, не кровавым, ниже на смерть, но под лицы хлеба и вина, по чину Мелхиседека иерея. Того ради сию предаде, да сия жертва будет памятию и обновлением в сердцах человеческих жертвы, на кресте принесенныя страсти и смерти Его, яже до скончания века, юже вся жертвы от начала мира знаменоваху. И Мелхиседек бо, иерей Бога вышняго, знаменоваше Господа нашего Иисуса Христа, чрез пророка бо рече: Ты еси Иерей во веки по чину Мелхиседекову, того ради и на кресте рече: совершишася. Ибо вся пророчествия и знамения в нем исполнишася, и тако и сему знамению в Господе нашем исполнися. Не хлебе бо и вино в жертву Богу Отцу принесе, но тело и кровь Свою. Ибо по истинне достоит болей быти, нежели в знамении; якоже зришь и в знамении манны, на пустыни данной, яже тело Господне знаменоваша: а яжеСам Господь содела, сие и учеником Своим, и по них сущим, яже до пришествия Своего творити повеле. Ибо аще бы сие знамение Мелхиседека иерея, по вечери Господней, не исполнилося, тогда инде нигде же места не имеет. И пророком бо рече Бог ко иудеом: несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертву не прииму от рук ваших, зане от восток солнца и до запад Имя Мое славится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится Имени Моему и жертва чиста, зане велие Имя Мое во языцех. Глагола Господь, яко не хощет уже жертвы от рук иудейских, и нарече ину жертву себе любезну, треми чинми написавше, и мняше быти между языки, и на всяком месте, и жертва чиста. И си есть та жертва, юже Церковь христианская, от языков избранная, приносить по всей вселенней Господу Богу, и до скончания века приносити будет тело и кровь Господа нашего И. Христа, на воспоминание смерти Его. И сие пророчество довольно на уверение, понеже крепко и непреодоленно есть2 (лист. 543–545). Прочитав это, Федор Степанович впал в глубокое раздумье. В этих словах “Толкового Апостола” положительно высказано, что таинство святого причащения, под видом хлеба и вина, действием иерейского чина, должно пребыть в Церкви христианской до скончания века – до Второго Пришествия Христова. Но у “староверов” этого таинства давно уже нет. Следовательно, ясно, что они не содержат апостольского учения и предания св. отцов Церкви. “Где же после этого истинная вера? Ужели в великороссийской Церкви?” – мысленно спрашивал себя Федор. “Не может быть этого!” – Подумав немного, сказал потом он себе: “там антихрист царствует с 1666 года; служат там на пяти просфорах; ходят там при богослужениях против солнца, крестятся там щепотью; почитают там четвероконечный крест; молитву Исусову там изменили; в Символе Веры откинули слово “истинного”; поют там: “спаси Спасе наш люди отчаянные” и проч. Вот сколько ересей приняла великороссийская церковь!” – Какая же там после этого истина!”… “Итак”, продолжал он далее рассуждать, староверы говорят, что им ныне взять причастия негде; это значит, что его у них нет. Святой апостол Павел пишет и Иоанн Златоуст подтверждает, что это таинство должно пребыть в христианской церкви до Втораго пришествия Христова. Очевидно, если верить апостолу Павлу и Иоанну Златоусту, то значит, нельзя верить старообрядцам. Если же верить старообрядцам, то в таком случае что же будет означать свидетельство апостола Павла и Иоанна Златоустого? Или они проповедовали ложь? Но с этим согласиться нельзя”. – Думал, думал Федор Степанович, наконец решил: “нет! верить старообрядцам сомнительно; ибо верить им, надобно признать обманщиками апостола Павла и Иоанна Златоустого – что будет уж слишком противно религиозному чувству”. – И стал Федор весьма дивиться себе, как это он до сего времени не замечал того, что говорится в его книгах относительно таинства причащения! В продолжение восьми годов он несколько раз перечитывал и апостольские послания, и Толковый Апостол, и ни разу не останавливал своего внимания на этом предмете! Он как будто вовсе не видел его и теперь точно в первый раз встретился с ним! С этого времени у Федора открылось сильное подозрение в отношении к учению глаголемых старообрядцев и он стал реже являться в их собраниях.
продолжение следует...