Продолжение истории Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.
О пропаганде Федора в народе пошла громкая молва; узнал о ней и приходской священник; ему прискорбно было до глубины души, что в его приходе появился столь вредный распространитель раскола. И вот он вознамерился против этого принять свои меры, и именно испробовать силу вразумления.
Он вздумал пригласить Федора Степановича к себе в дом, и с этой целью отправил за ним человека. Федор явился. Священник начал его увещевать. Так как Федор не желал уступить священнику, то вскоре возникло горячее прение. Федор Степанович с ожесточением принялся спорить со священником. Дошли до вопроса об антихристе. Федор утверждал, что антихристово царство началось уже с 1666 года. В доказательство этого, он ссылался на Апокалипсис Иоанна Богослова, где говорится о числе имени антихриста. Священник принес Евангелие, и, подавая его Федору, сказал: “на-ка, отыщи мне, где Иоанн Богослов свидетельствует о том, что антихрист царствует с 1666 года?” – Федор взял книгу, отвернул 13-ю главу Откровения Иоанна Богослова и прочитал из нее 18-й стих, в котором именно сказано: зде мудрость есть; иже имет ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть. Затем Федор укоризненно стал говорить священнику: “вот и в ваших книгах писано тоже самое. Вы видно ослепли, что не видите этого”. – Священник сказал: “никто из святых отцов церкви не понимал так этих слов Апокалипсиса, как понимаешь их ты. Ты толкуешь их произвольно. У нас еще никакой богослов не высказывал таких понятий относительно сказанных слов Иоанна Богослова”. – Федор отвечал: “ваши богословы боятся толковать эти слова, потому что в них они видят обличение против себя; им стыдно сознаться, что они находятся во власти антихриста, потому и не высказываются. А может быть и Сам Господь скрывает от них Свою тайну, подтверждая этим слова Христовы, сказанные к Богу Отцу: яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем (Мф.11:25). Т. е., нам простым людям – мужикам, истина открыта, а вам, ученым и премудрым, не открыта”. – Священник, покачивая головой, сказал “злоупотребляешь ты словами Священного Писания! По-твоему выходит, что познание истины свойственно одним только мужикам, людям простым и неученым. Как же оно далось Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту? Ведь эти святители были из числа людей ученых и премудрых, а не из простых и необразованных мужиков”. – Федор чувствуя всю полновесность сказанных священником слов и не желая сознаться в этом перед ним, поднялся на ноги, бросил на священника презрительный взгляд и язвительным тоном говорил: “а щепоть-то у вас что значит? ой вы! приняли печать антихристову, да еще оправдываетесь!” – Священник не мог сдержать себя от досады при таком бездоказательном кощунстве. Он назвал раскольнического учителя глупым мужиком и злым фанатиком, и приказал ему уйти с глаз долой. У Федора от злобы сердце облилось кровью; но он ничего больше не сказал, а взял шапку и торопливо вышел из дома его, помышляя в себе: “слава Богу отвязался от еретика”. – С этого времени Федор Степанович не стал никогда принимать священника к себе в дом, начал беспощадно подрывать его репутацию в глазах народа и подыскивать случаи вредить ему, из которых два и приводим здесь для примера.
Однажды священник ехал мимо деревни Высокого Бора на лошади с телегой и приехал к заворням (род огорода из жердей, приспособленного так, что он раскладывается и потом опять закладывается). В это время тут случилось быть Федору. Священник, чтобы не слезать с лошади, стал просить Федора Степановича разложить заворни. Федор презрительно взглянул на священника и сказал: “для антихристова слуги я не хочу и пальцем пошевелить”. – И отвернувшись, пошел прочь от священника. Священник был поражен такой выходкой и подумал в себе: “вот какие злые люди – раскольники. И язычники естеством законная творят, а раскольники называют себя христианами и не имеют в себе любви к человекам – самой главной заповеди закона евангельского, без исполнения которой и великая вера во Христа всуе вменяется!”
Случилось опять другой раз проезжать священнику тем же местом. Когда Федор завидел его, подъезжающим к тем же заворням, то опрометью побежал вперед за полверсты, где находятся другие заворни, через которые также приводилось ехать священнику. Натесав топором наскоро клинья, он заколотил ими эти заворни и сам спрятался в кустах, подумывая в себе: “уж посмотрю я, как станешь ты, еретик, попадать”. – Подъехал священник к заворням, и увидев, что они заколочены, изумился и не понимал, что это такое значит? И затем он принялся расшатывать и расколачивать заворни. Топора у него с собой не было и он немалое время употребил для того, чтобы сделать проезд себе. А Федор во все это время сидел за кустами, посматривал на священника и посмеивался над ним…
продолжение следует...
Добавить комментарий