В 1682-1690 годах на Ухтострове была построена почти квадратная трехалтарная постройка, внутреннее пространство которой членилось столбами, фасады завершались тремя полукруглыми закомарами, храм венчали пять мощных световых барабанов. Плановое и объемно-пространственное решение храма, как уже отмечалось, не было оригинальным.
Своеобразие памятника — в неожиданно щедром, поистине расточительном декоре, разнообразном по мотивам (аркатурноколончатый пояс, бегунец, ширинки, городки и т.д.). Первое, что могло прийти на ум, — это сопоставить принципы декора здания с такими каргопольскими постройками конца XVII в., как Благовещенская церковь и Воскресенский собор, и предположить возможность участия в ухтостровском строительстве каргопольских мастеров. Однако в последнее время появились данные, позволяющие более определенно судить о подмастерье каменных дел, руководившем постройкой Троицкого собора на Ухтострове. Речь идет о некоторых порядных записях: в апреле и июле 1682 г. “Ухтостровской волости Троицкого прихода Ларион Семенов сын Грибанов, Иван Хрисанфов сын Русинов да яз, Василей Яковлев сын Никифоров, подрядились есми тою ж волости у строителя Михаила Волкова в нынешнем во 190 году летом на казенном дощанике со своими работными людми” перевезти из Ракульской волости“лещадливый камень”. По второй порядной, они должны были летом доставить на Ухтостров “с весны с первого закрою ходить... на церковное каменное строение по бутовой камень...”. Но наиболее важной оказалась третья порядная, часть которой мы публикуем:
“Список з записи от добычи каменя бутового от Ракулы на Ухтостров возим путем. Се аз, Ухтостровской волости Богоявленского Ухтострова Стефан Давыдов сын Климушиных, подрядился есми Троицкого Ухтострова у строителя у Михаила Никифорова Волкова в нынешнем во 190-м году с первого закрою итьти мне, Стефану, на своем судне, и своею снастию, и своими работниками семерыми человеки, и за своим хлебом в Ракулскую волость, и в той Ракулской волости тот дощаник теми семерыми человеки нагрузит лещадливым каменем в полной груз, а камен ему имать лещадливой годной болшей и середней, чтобы годился к церковному каменному строению в подошевную крепеку на сваи, каков камен можно теми семерыми человеки добывать и каков укажет подмастерье Максим, и тот камень в том дощанике припроводить в Ухтостровскую волость под Троицкой погост под берег...”. Этот документ, также относящийся к апрелю 1682 г., упоминает имя подмастерья Максима. Можно указать еще одно упоминание о “каменных дел подмастерье Максиме” — в синодике ухтостровской церкви под 1686 г. Можно полагать, что это относится к Максиму Лохоцкому. К 1690 г. строительство Троицкого собора было завершено, и в марте 1691 г. ухтостровцы опять били челом архиепископу Афанасию: “а в челобитной их написано, чтоб нам пожаловать их... велеть в той их ухтостровской волости к новосозданной Троицкой каменной церкви построить к паперти с северную сторону предельную каменную церковь во имя святаго Алексия человека Божия..., пожаловать их Благословением указал на тое новую церковь камень, и кирпич, железо, известь, и всякие припасы готовить и ис тех припасов к тое новосозданной Троицкой каменной церкви с северную страну холодную во имя святаго Алексия человека Божия во особых стенах мерою против чертежа, каков чертеж подали они нам...”. Придельный храм был построен к 1693 г. и освящен5 апреля. Можно предположить, что достройка к Троицкому собору была осуществлена тем же подмастерьем Максимом. Дело в том, что почти одновременно с освящением придела ухтостровцы получили еще одну грамоту Афанасия: по челобитью ухтостровского Троицкого церковного приказчика и “всех той волости крестьян... велено им в том, волости вместо ветхая древянои теплой церкви святыя мученицы Варвары построить церков во имя тоя ж святыя мученицы Варвары каменную с трапезою каменною . Судя по описаниям храма первой половины XIX в. (1842 г.), здание было построено и освящено в феврале 1702 г. Позднее, при архиепископе Варнаве, ухтостровские крестьяне опять подали челобитную, “а в ней написано, построена де у вас церковь каменная и с трапезою святые великомученицы Варвары, а у трапезы з западную страну паперти нет. И преосвященному архиепископу пожаловал он вас, приказщика и крестьян, повелеть при той Варваринской трапезы з западную страну каменную паперть построить. И преосвященный архиепископ слушав того вашего челобитья и прошение указал вам при вышепомянутой трапезы паперть каменную буде невозбраняют каменного строения построют по угожеству” (документ без даты). В той паперти был “выкладен кирпичом кладезь... для воды крещальной”.
Вероятно, на завершающей стадии строительства Троицкой ухтостровской церкви подмастерье каменных дел Максим Архипов сын Лохоцкий приступает к новой работе — возведению главного храма Двинского Архангельского монастыря — церкви во имя Архистратига Михаила.Из книги М.Ясински, О. Овсянникова "Взгляд на Европейскую Арктику том2"
Добавить комментарий