Кононов Герман Вячеславович
Об архангельских художниках 1930-х -1950-х уже немало писалось и еще будет написано. В то же время были среди них художники, активно и с успехом работавшие тогда, о которых сегодняшнее поколение зрителей знает не достаточно хорошо. Один из них - старейший архангельский живописец и график Герман Вячеславович Кононов.  Так сложилась судьба художника, что в свое время его работы выставлялись на областных и республиканских выставках, а вот до персональной выставки он не дожил. 

Герман Вячеславович почти ровесник двадцатого века, он родился в Архангельске в 1905 году, 19 сентября 
по старому стилю и 2 октября по новому, в семье, принадлежащей известному в городе роду Кононовых, давшему знаменитых мореходов, именами представителей этого рода названы улицы и теплоходы. И безусловно, одним из ярких имен стало имя художника Германа Кононова. В семье он получил хорошее домашнее образование. Учителя в гимназии видели в нем будущего физика, но тяга к рисованию оказалась сильнее. Он выбрал для себя профессию художника. 
В 1926 году едет поступать в Вятский художественно-промышленный техникум. Проучившись три года в Вятке, он уезжает учиться в Ярославль. И в том и другом техникумах молодые студенты попадали в гущу событий, экспериментаторства, творческих поисков. Художник Дмитрий Ширяев, учившийся чуть позже в Ярославле, вспоминал, что «преподавателями были молодые ребята, выпускники Вхутеина. Их интересовало лишь вольное творчество. Твердых учебных программ не было. Системы в обучении мало. Новой была лишь свобода. Писали и от всей правды, и под Сезанна - кто как хотел. Решали индивидуальные 
склонности и капризы «творческой натуры». 
Натюрморты, портреты, написанные в годы учебы свидетельствуют о том, что Кононов также пытается осмыслить самые разнообразные явления современного искусства. «Натюрморт с белым кувшином», «Натюрморт с голубой вазочкой и геометрическими фигурами», «Портрет студентки в голубой футболке», «Портрет молодого человека» раскрывают незаурядное 
умение пользоваться цветом, линией, ритмом. Годы учебы отложили яркий отпечаток и на работы, созданные уже в Архангельске в середине 1930-х. Обобщенность формы, внутренняя экспрессия, цвет как формообразующий элемент - все это есть в его живописи этого периода. Впоследствии «формальные» поиски будут прекращены, и причины этого нам сегодня хорошо известны. 
В конце 1920-х в Вятке был организован филиал ОМАХРРа, в него входили студенты старших курсов. В июне 1928 года Кононову было выдано удостоверение за № 682, что он действительно является кандидатом организации молодежи АХРР (ОМАХРР). Это давало право на участие в выставках этих организаций. На 2-х выставках 1928 года экспонировались студенческие работы Кононова. На одной из них он показывает три графические и две живописные работы, на другой - выполненные в технике акварели, портовые этюды. Представленные на выставке те самые графические листы, говорят о внешней свободе и творческой раскованности мастера, который уже не задумывается над тем, как сделать, а весь охвачен желанием выразить суть своих впечатлений.
продолжение следует....
материал взят из буклета государственного музейного объединения "Художественная культура Русского севера" посвященного 100-летию с дня рождения живописца
Годы учебы в Вятке. В. Казаков, В. Преображенский, Г. Кононов