Продолжение истории Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.

В одно время у старообрядцев было собрание, по вопросу о браке. На собрании было человек до двадцати. Тут были старообрядцы аароновского согласия и филипповского. Федор Степанович также был на этом собрании; но он не имел уже никакого рвения к тем целям, которых стремились достигнуть аароновцы и филипповцы, т. е. взаимного примирения. Его занимали вопросы совершенно другого рода.

Он с замиранием сердца помышлял о том, как бы ему выставить эти вопросы на общее внимание старообрядцев, – и терпеливо выжидал удобного случая для этого. Но вот началось совещание.
–Ну что же, братья, – начал один из представителей аароновского согласия, с важностью обращаясь ко всему собранию, – потолкуемте давай, как бы нам всем во едино совокупиться. Зовемся все мы христианами, читаем одни и те же книги, а сами между тем друг с другом не имеем согласия. Ведь это не ладно, как вы думаете?
–Уж, разумеется, не ладно, что толковать – заговорил некто из филипповцев; Христова вера одна.
–Да, правда – подхватил аароновец, – в писании сказано: един Господь, едина вера, едино крещение.
–Так станемте же заводить у себя одно согласие, отвал филипповец. Над нами хотя перестанут тогда смеяться мирские; совестно ведь нам перед ними; “какие, говорят, вы староверы, когда у вас нет совету между собой!”
–Да, это правда – говорил один из аароновцев. – Вон у моего свата в одном дому на двое разделились. Тот в том углу молится, другой – в другом, едят всегда порознь. Ну – на что это похоже!
–Так значит вы все согласны на то, чтобы у нас было единение между собой? – сказал филипповец, окидывая своим взглядом собрание.
Один из аароновцев заговорил: – мое мнение, братья: филипповцы должны присоединиться к нам.
Филипповцы сказали: – мы согласны пожалуй на это. Но только если бы вы уничтожили у себя брак?
Один из аароновцев: – брак уничтожить мы не смеем, потому что он не нами заведен, а установлен от самого Бога. Поэтому мы даже и вам не велим отрицать его, а – содержать, как и мы содержим.
Филипповец: – вы содержите брак бессвященнословный, самочинный. Это какой брак! Это не брак, а блудническое смешение, как говорит Кормчая (в 43-й главе 2-й части).
Аароновец: – бессвященнословный брак назывался блудническим смешением в прежние времена, когда было священство. А священства ныне нет; так следовательно то правило не касается нас. Вы сами видите, что ныне у нас нужда.
Филипповец: – в нужде писание повелевает обходится только двумя тайнами: крещением и покаянием; а о браке ничего не сказано.
Аароновец: – а возьми-ка Большой Катехизис: что там сказано-то? Там говориться, что брак должен продолжаться до Второго Пришествия Христова (лист. 384).
Филипповец: – по-вашему, значит, может венчать и простая баба?
Аароновец: – у нас бабы не венчают.
Филипповец: – а кто же у вас венчает?
Аароновец: – кто венчает? Да я же говорю тебе, что по нужде можно и без венчания составить брак.
Филипповец: – а какой же без венчания брак! Без венчания не может быть браку. Это, брат, вы пустяки говорите.
Аароновец: – по-вашему, значит, надобно вести блудную жизнь, и жить как жили в Содоме и Гоморре? Что, вы, ребята, не боитесь греха!
Филипповец: – нам нужно более бояться ереси, а не греха. Бог грешников прощает, а еретиков никогда.
Аароновец: – мы, брат, не еретики, ты этого не изволь говорить.
Филипповец: – как же вы не еретики, когда выдумали брак самочинный!
Аароновец: – сам-то ты еретик и есть, – последователь нечестивого Маркиона.
И начали старообрядцы спорить друг с другом, употребляя при этом самые крупные фразы.
Наконец некто из них сказал: – чем спорить ребята, да браниться, лучше останемся каждый при своем, вот и все.
Вследствие этого слова, старообрядцы замолчали. Они по-видимому считали поднятый вопрос оконченным. После этого им ничего не оставалось более делать, как только заняться обыденными практическими вопросами, или же разойтись по своим домам. Но в эту самую минуту Федор решился выступить со своим словом. С волнением в сердце он заговорил:
–А что же, вы, братья, только относительно брака всегда рассуждаете? По этому вопросу уж сколько раз происходили у нас совещание, а толку все нет никакого. Не мешало бы нам поговорить и о других предметах. Не в браке одном состоит существо христианской веры!
–Вот это, ты, ладно вздумал, Федор Степанович – говорил один из более значительных старообрядцев.
–Да, ладно, ладно – повторили голоса.
Наступила непродолжительная пауза. Федор беспокойным взглядом смотрел на народ. Он видимо находился в какой-то нерешительности и тоже молчал. Наконец один из старообрядцев сказал:
– Давай, говори, Федор Степанович, мы рады тебя послушать. В чем же таком состоят твои мысли?
Я хочу сказать вам кое-что на счет вычитанного мной в книгах. Вот, видите ли: читал в книги, и там нашел, что причастие в Христовой церкви должно пребыть до скончания века.
–А!.. вот о чем: о причастии тебе захотелось поговорить – говорил один из старообрядцев. – Что же нам о нем говорить, когда ныне нет его у нас?
–О том-то я и хочу поговорить, что его у нас нет. По нашим книгам причастие должно быть до скончания века.
–В каких же книгах ты это вычитал?
–Сперва я вычитал в Толковом Апостоле, потом увидел еще в Большом Катехизисе.
Один из старообрядцев, обращаясь к задней стороне, говорил: – сходите-ка, ребята, за Большим Катехизисом. Пускай нам Федор покажет, где он вычитал о причастии до скончания века.
Принесли Большой Катехизис и Федор Степанович прочитал из него вышеуказанное свидетельство.
Один из старообрядцев сказал: – хоть писано да нам ныне его взять негде.
Другой старообрядец: – при благочестии оно было; тогда действительно причащались, да и то не все. Многие из святых спасались и тогда без причастия.
Третий старообрядец: – коли тебе больно надобно причастие, так ты поди к никонианам, у них есть, они тебе с радостью дадут, да скажут еще и спасибо за то, что пришел к ним.
Старообрядцы засмеялись. Федор сконфузился; потом он сказал:
–Вы, вот уж о никонианском причастии заговорили, я разве о никонианах говорю? Но вот, Большой Катехизис; в нем сказано: “”сих таин аще кто по чину святой соборной и апостольской церкви восточной не употребляет, но пренебрегает их, той без них, яко без известных посредств, оного крайнего блаженства сподобиться не может”.
По прочтении этих слов один из старообрядцев заговорил: – об этом еще до нас рассуждено – у наших стариков. Старики были не бестолковые же люди. Остальные старообрядцы подтвердили это мнение.
Вопрос о причастии так и был замят речами об авторитете стариков.
С этого времени Федор еще более стал скрывать свои мысли и чувствования, и окончательно убедился, что он не может рассчитывать на поддержку своих единоверцев.

продолжение следует...