В Рукописном отделе Библиотеки Российской академии наук хранится самая ранняя Опись и Вкладная книга Спасского Козьеручьевского (Новоприлуцкого) монастыря (Арханг. Д.381, далее Опись). Рукопись находится в составе Архангельского собрания, в разделе Древлехранилище.
Рукопись состоит из трех частей: краткий монастырский Летописец (последняя запись которого относится к 1674 г.), Опись монастырского имущества 1661г. и Вкладная книга с 7172 [1663/64] по 7192 [1683/84] годы. 

Рукопись полистно скреплена рукой строителя Тихона. В качестве переплетных использованы листы из синодика XVII в. того же монастыря. Нумерация тетрадей начинается со второй части рукописи. Возможно, Летописец был приплетен позднее. В пользу этого говорит и факт упоминания в Летописце событий после 1661 г.
Сведения из Летописца были впервые использованы в работе архимандрита Амвросия (Орнатского). Он, несомненно, пользовался либо рукописью из собрания Древлехранилища, либо ее копией. Опубликованные в 1815 г. сведения в той или иной степени повторялись в последующих работах.
Председатель Архангельского церковно-археологического комитета священник В.А. Смирнов, используя сведения священника местной церкви П. Павловского и клировые ведомости, составил раздел о Спасоприлуцком приходе в Описании приходов и церквей Архангельской епархии. Некоторые сведения о монастыре есть в других статьях, посвященных приходу, опубликованных в Архангельский Епархиальных и Архангельских Губернских ведомостях.
Если сведения Летописца, расположенного на 9 листах публикуемой рукописи, известны в литературе, то сведения Описи и Вкладной книги практически остались вне поля зрения исследователей. Лишь Амвросий приводит имена наиболее значимых вкладчиков. Тем не менее, рукопись, несомненно, изучалась. На ее полях имеются многочисленные пометы: сделаны переводы дат и заголовки содержания текста; образа и кресты в первой церкви, а также жалованные грамоты пронумерованы на полях синим карандашом. На основании этих помет мы можем сделать вывод, что с рукописью работали исследователи XIX – нач. XX вв., вероятно сотрудники Архангельского Древнехранилища. Однако, результаты исследований не были опубликованы. Публикация рукописи позволяет ввести в научный оборот новые сведения об истории монастыря.
Кратко, основываясь на сведениях Летописца и Вкладной книги, а также сведений из литературы, изложим историю Спасского Козьеручьевского Новоприлуцкого общежительного мужского монастыря, который был основан старцем Иоасафом, пострижеником монастыря Александро-Свирского.
Согласно преданию в 1617 г. Иоасаф с неким спутником пришли на место близ д. Аннина гора в Холмогорском уезде, где ими была чудесно обретена икона Спасителя. На этом месте Иоасаф построил часовню, где поместил найденный образ. Впоследствии по благословению митрополита Сарского и Подонского Ионы был устроен деревянный храм во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освященный в сентябре 1618г. В 1637 г. преемником Иоасафа стал его постриженик старец Иосиф: «по согласию братии и вкладчиков без всякого утверждения от начальства по общему только братии договору». При нем вместо старого деревянного храма был построен новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. В 1646 г. инок Тихон обращался к патриарху Иосифу с просьбой «благословить начальника в пустынь». В скором времени он (Иосиф) рукоположил некоего Лукиана Александровского и назначил в архангельскую «Кожеруцкую» обитель настоятелем. Однако Лукиан недолго пробыл в монастыре в связи с конфликтом с братией, возглавляемой иноком Тихоном. Первым игуменом монастыря был Герасим, который у Строева упоминается под 1654 и 1655 г. В 1657 г. строителем монастыря стал Тихон. В Летописце к публикуемой Описи возможно о нем говорится, что после смерти Иосифа власть захватил некий Тихон: «за мелину ума своего дерзнул то монастырское строение прияти и его отеческое имя на себя возложити». И из-за его «беззакония и блудного жития» случился пожар в мае 1666 г. Факт остается фактом, в 1666 г. церковь сгорела, новую пятиглавую каменную церковь во имя Нерукотворного Спаса, с приделом мученика Христофора, начали строить в 1670 г., и в 1674 г. она была освящена. Деисус для новой церкви пожаловала государыня царевна и великая княжна Ирина Михайловна. При архиепископе Варсонофии эта церковь была переделана в одноглавую, а оставшийся кирпич употреблен для другого придела – в честь Тихвинской иконы Божией матери. В это же время монастырь был превращен в летнюю резиденцию епархиальных архиереев. Были устроены архиерейские каменные кельи, кельи для братии и колокольня. Просуществовал монастырь до 1764 г., когда был упразднен и стал приходской церковью. Братия была переведена в Михайло-Архангельский монастырь, церковные принадлежности розданы по церквям города Архангельска, кельи обращены для причта новооустроенного прихода. Козьеручьевский монастырь был одним из мест пребывания Архангельской духовной семинарии, в кельях его было помещено училище для детей церковнослужителей, из которого позже и основалась семинария, переведенная в 1771 г. в Архангельск.
Для истории монастыря стоит отметить несколько имен настоятелей, не упомянутых в Описи, но указанных в Синодике: первым игуменом, помимо вышеупомянутого Герасима, назван Гурий, также записан род игумена Антония, а в списке иеромонахов монастыря упомянут игумен Вениамин. Эти настоятели не отмечены у П.М. Строева.
В литературе встречается информация, что Иосиф и Иоасаф были также основателями Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря. Первое упоминание этого факта встретилось нам в работе епископа Макария, который указывает, что Пертоминский монастырь «прежде существовал под именем пустыни Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа». У Строева Иосиф и Иоасаф не упоминаются среди строителей Пертоминского монастыря. Отметим, что В. Шереметевский называет Иосифа братом Иоасафа, но в Описи говорится, что первый из них был «серпуховитянин», а второй «свиренин».
За Летописцем Спасского Козьеручьевского монастыря следует Опись монастырского имущества 1661 г.: образа, утварь, книги, грамоты и др. документы, одежда, посуда и т.д. Для отдельных предметов указаны имена вкладчиков. В монастыре была своя конюшня, коровий двор, три мельницы, несколько карбасов и лодок. Из Описи нам известно, что в обители находились деревянная гробница, в которой покоились Иоасаф и Иосиф, гробницы «Никифора Пахкратьевых» из Москвы и «Деонисия Спиридоновых» из Холмогор. Нам не удалось отыскать сведений о Дионисии и Никифоре, но в Синодике отмечен род Григория Пагкратьева, москвитина, среди которых упоминается Никифор, а во Вкладной книге – некие «Пахкратьевы». Уже в середине XIX века осталась только одна гробница, надпись на которой стерлась: по мнению И. Варовчиковатам покоился Иоасаф.
Третья часть рукописи представляет собой Вкладную книгу. Эти сведения дополняют и продолжают сведения о монастырском имуществе (утвари, книгах), а также о вкладчиках. Записи охватывают период с 7172 (1663/64) – по 7192 (1683/84) годы. Вкладчиками монастыря были светские и духовные лица. Среди них великая княгиня Евдокия Лукиановна, вторая жена царя Михаила Федоровича, их дочери царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна, царевна и великая княгиня Наталья Кирилловна, митрополит Крутицкий Павел, думный дворянин Федор Полуектович Нарышкин, Василий Федорович Нарышкин.
Неоднократные вклады в монастырь делали представители рода Бутурлиных. Среди вкладчиков этого рода – окольничий Федор Васильевич, Иван Федорович, Андрей Васильевич, Иван Андреевич, Иван Иванович и Мария Бутурлина. Среди монастырских вкладчиков несколько «москвитян». Например, подьячий Калина Бурнашев, давший вкладом стекольчатую лампаду. Среди других вкладчиков – Иван Богданович и Илья Данилович Милославские, Иван Иванович Чаадаев, государев иконописец Федор Евтихиев. Простые местные жители также делали вклады в обитель. Среди них мезенец Иван Софронов, матигорец Федор, холмогорцы Иван Парфеньев Балака и Иван Ильин. 

Вкладчиками являлись не только светские люди, но и представители разных монастырей. Например, Вера Вяльцева – старица Московского Алексеевского монастыря. Ее вклады самые многочисленные: образа, ризы, крест, книги. В монастырь делали вклады другие монахини Алексеевского монастыря, а также старцы Чудова, Троице-Сергиева, Богоявленского монастырей. Среди прочих вкладчиков указан «знаменский игумен», который «дьякону дал канонник». Возможно, речь идет о Московском Знаменском монастыре и его игумене Арсении.
Вклады представляют собой предметы церковного обихода и книги.
Фекла Спиридонова вложила в 1665 г. мощи преподобного Стефана Нового; Екатерина Осиповская жена Мурошкина принесла в дар благовестный колокол, а холмогорец Федор Сигубнин два колокола (без указания размера). Всего зафиксировано более 120 имен людей, сделавших вклады в казну монастыря. Роды многих из них записаны в Синодик.
Для нас особый интерес представляет монастырская библиотека. В Описи перечислены книги, находящиеся в церквях. В Церкви Спаса хранилось печатное напрестольное Евангелие в вишневом бархате, украшенное распятием и серебряными евангелистами, а в приделе Александра Свирского – письменное, с золотыми заставками, «невеликое» по размеру, в червчатом атласе, украшенное евангелистами из золоченой меди. Третье напрестольное Евангелие находилось в другой монастырской церкви – Пречистой Богородицы. Это была печатная книга в десть, покрытая красным «крипом», украшенная золочеными евангелистами. Также в Описи отдельно записаны книги, хранившиеся в церкви Всемилостивого Спаса: двенадцать печатных книг и десять письменных. Среди печатных книг отметим Служебник «нового выхода», вклад казначея Чудова монастыря старца Арсения. Размер книг для печатных экземпляров отмечен только в четырех случаях. Письменные книги описаны более подробно. Для них указан размер, а для имеющихся пяти сборников и содержание. Среди других письменных книг – два Синодика, Стихирарь, Праздники владычные и лицевой Апокалипсис. Кроме того, в монастыре была своего рода «библиотека» – «казенный анбар», где хранились книги. Здесь также находилось два напрестольных Евангелия. Одно из них – богато украшенное – было вкладом Веры Вяльцевой. Всего в амбаре находилось более 130 книг. 
Сведения о книгах есть и во вкладной части рукописи. Среди вкладов Веры Вяльцевой помимо напрестольного Евангелия, два Пролога, общая Минея и Псалтырь (печатные), Патерик Печерский, Книга Феодора Эдесского, Цветник («в начале о Пречистей Богородице Владимирской, ю же написа при животе ея Лука евангелист»). Первый игумен монастыря Герасим вложил толковое Евангелие, игумен Диодор – Устав 1682 года и Варлаамовскую Кормчую. Гость Семен Потапов дал книгу Псалтирь со следованием новой печати, казначей Чудова монастыря Акила – рукопись «Житие Иоасафа царевича, да в той же переплетено свиток печатный да явление Пречистой Богородицы Толгской». На основании этого описания удалось установить, что данная рукопись находится в Архангельском собрании БАН под шифром Арханг. С. 196. В рукописи имеется соответствующая запись: «184-го года [1676 г.] февраля в 26 день Чюдова монастыря казначей старец Акила дал сию книгу на Колмогоры в пустынной Козеручевской Спасской монастырь по своих родителех в вечной поминок». В Описи указан Синодик Павла Васильева сына Зыкова с предисловием и с указом «как чести сенадик».
Всего во вкладах зафиксировано более 50 книг, именно этот способ пополнения монастырской библиотеки оказался наиболее значимым. В Описи 1661 г. есть лишь одно упоминание о покупке книг: игумен Диодор купил в Москве Служебник, Требник и пять Часословов. Отметки о покупке книг есть также во вкладной части рукописи: там сказано о покупке двух печатных Часовников и Тестамента Василия, царя греческого.
В Описи нет отметки о том, что в монастыре была книгописная мастерская. Но среди прочего имущества указан «станок, на чем переплетают книги, и тиски деревянные». В более поздней описи 1710 г. сказано, что «иеромонаху Селивестру от переплету книги Требника дано три алтына две деньги». Кроме того, в Описи 1661 г. отмечены две рукописи – Канонник и Святцы – «Лаврентьевского письма». Среди первых насельников монастыря был иеромонах Лаврентий, который упоминается у Строева как строитель. Род его записан в Синодик, где также указано, что «преставися первый иеромонах Лаврентий 23 января 1639 г.». В соб­рании БАН находится Минея общая, принадлежавшая Козьеручьевскому монастырю и имеющая вкладную запись, написанную попом Лаврентием: «Лета 7134 (1626 г.) году сию книгу Минею общую положил в Дом Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго его образа боярин Никита Дмитриевичь Вельяминов при строителе старце Иосифе с братею. Подписал черной поп Лаврентей». Таким образом, у нас имеется образец почерка Лаврентия. Подпись черного попа Лаврентия стояла на «излюбе», между братией и старцем Иосифом. Договор этот был подписан в 1636 г. Запись об этом сохранилась в предисловии к Описи, где «излюб» был полностью переписан.
В Описи и Вкладной книге имеются сведения о более чем 180 книгах.
Репертуар книг характерен для монастырского обихода. В Летописце сказано, что церкви и книги «погорели» в 1666 г. Для оценки масштаба бедствия необходимо сравнение со следующей известной нам Описью монастыря, составленной в 1706 году. Всего в ней зафиксировано более 120 книг.
К сожалению, в большинстве случаев нельзя точно соотнести книги из двух описей. Обе они отличаются не только краткостью, но и небрежностью.
На наш взгляд особый интерес представляет выявление конкретных рукописей, принадлежавших монастырю. Всего на настоящий момент в Архангельском собрании БАН на основании имеющихся на рукописях записях обнаружено 14 таких рукописей, в том числе относящихся к XVIII в.
Спасскому Козьеручьевскому (Новоприлуцкому)монастырю принадлежали: Хроника Георгия Амартола, XV в. (Арханг. Д. 7), Требник, XVI в. (Арханг. Д. 163), Переписная и вкладная книги Спасского Козьеручьевского монастыря 1661 г. (Арханг. Д. 381), Обиходник и Устав церковный монастырский, перв. четв. XVII в. (Арханг. Сол. 9), Минея общая с приложением Повести о Нерукотворном образе Иисуса Христа и Жития Марии Египетской, перв. четв. XVII в. (Арханг. Д. 338), Устав церковный, 2-я пол XVII в. (Арханг. Д. 324), Служба и житие мученика Христофора, XVII в. (Арханг. Д. 298), Сказание о явлении иконы Толгской Богоматери и Житие Варлаама и Иоасафа, втор. пол. XVII в. (Арханг. С. 196), Житие Феодора Студийского, посл. четв. XVII в. (Арханг. С. 119), Синодик монастыря, XVII – XVIII вв. (Арханг. Д. 396), Службы Пресвятой Богородице, нач. XVIII в. (Арханг. Д. 367), Последование молебного пения о помощи православному войску, нач. XVIII в. (Арханг. Д. 568), Канон преп. Александру Свирскому, перв. пол. XVIII в. (Арханг. Д. 569), Собрание молитв, читаемых на вечерни и утрени, сер. XVIII в. (Арханг. 1174).
Рукописи поступили в БАН из Ленинградской Археографической комиссии в 1931 г., куда они попали через Архангельский Дом книги (ныне Областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова). В Дом книги, в свою очередь, рукописи поступили из Архангельского епархиального Древлехранилища, созданного в 1886 г. при Архангельском церковно-археологическом комитете. В задачу Комитета входило собирание и сохранение памятников древности на территории Архангельской епархии. Хроника Георгия Амартола и Синодик поступили туда в 1897 г.  Требник, Служба муч. Христофору, Устав, Службы Пресвятой Богородице, Последование молебного пения и Собрание молитв (Молитвенник) поступили в Древлехранилище в 1910 г. из Спасоприлуцкой церкви от священника В. Мефодиева. В отчетном списке за 1910 г. указано еще три рукописи: Служба на 27 июня, Служба св. Александру Невскому, Поучение о крещении, покаянии и причащении. Возможно, Служба Александру Невскому указана в отчете ошибочно, вместо нее должна быть Служба Александру Свирскому. Рукопись Арханг. Д. 569 – Канон преп. Александру Свирскому – без переплета, наклейка на корешке частично закрывает название рукописи: «Тропарь преподобному Александру Свирскому». В пользу этого говорит и «№ 7», поставленный на этой рукописи. Всего на 8 из 14 выявленных рукописей имеются номера, проставленные одной рукой. Самый большой номер – № 10 – стоит на Хронике Георгия Амартола. Вероятно, это номера по списку рукописей, поступивших из Спасоприлуцкого прихода. Не имеют номеров Минея (Арханг. Д. 338), проданная в 1678 г. в часовню на Марилове острове и поступившей уже оттуда в Древнехранилище в 1911 г. (о чем имеется соответствующая запись на книге). Также нет номеров на двух рукописях архивного характера (Синодик, Арханг. Д. 396 и Опись, Арханг. Д. 381) и двух рукописях из библиотеки Семинарии – Житие Феодора Студийского, (Арханг. С. 119) и Сказание о явлении Толгской Божьей матери (Арханг. С. 196). Еще одна рукопись, принадлежавшая в 1884 г. Козьеручьевскому монастырю (Обиходник и Устав), поступила в Древлехранилище в составе собрания Соловецкого монастыря (Арханг. Сол. 9). Однако на ней нет записей о том, как именно книга попала на Соловки.
Назовем также рукопись Козьеручьевского монастыря, которая хранится в Отделе рукописей РНБ – Служба и житие Зосимы и Савватия Соловецких (РНБ Q.I.992). В книге имеется вкладная запись от 1643 г. бывшего троицкого келаря Александра Булатникова, в которой сказано, что он также вложил в монастырь Маргарит за 7 рублей. В Описи 1661 г. указана письменная «Книга Соловецких чудотворцев» в десть. Однако нет указания на имя вкладчика. Булатников упоминается в Описи Козьеручьевского монастыря как вкладчик риз. 
Еще одна книга Козьеручьевского монастыря известна нам в собрании РГБ, фонд Е.Е. Егорова (ф. 98) под № 177. Это Евангелия от Матфея и Луки с толкованиями Феофилакта Болгарского (перв. четв. XVII в.).
Судьбу отдельных книг можно проследить в Описи и Вкладной книге, и в более поздних документах. В Описи 1706 г. сказано, что после смерти Иоасафа Балукова в казну были взяты некоторые его вещи, в т.ч. два Пролога. В Описи (Арханг. Д. 381) сказано, что великая княжна Ирина Михайловна вложила за несколько лет два Октая, Часослов в десть, Общую Минею. При этом Минея «утерялась дорóгой». Окольничий Иван Богданович Милославский вложил Минею общую и Цветную Триодь киевской печати. Впоследствии Триодь была «передана в Острог». В 1670 г. дьякон Вологодского архиепископа Лаврентий положил книгу Мир с Богом (причем в 1672 г. ему было заплачено два рубля). Для монастыря была характерна обычная для того времени продажа книг: Анна, «Евсеевская жена Бурнашева вдова» вложила Псалтырь, которая была «продана Полянскому». Согласно Приходной книге 1710 г. игумена Мардария сказано, что «ради хлебной скудости» были проданы «три книги – Маргарит печати Киевской да Апостольские беседы, да евангелие в полдесть писменное старонаречное, цены взято 12 рублев. Да за старые Прологи взято восмь рублев декабря в 22 день». Кроме того, книги и грамоты монастыря были незаконно проданы уже бывшим на тот момент игуменом Мардарием в 1719 г. Выше уже упоминалась запись о продаже, сделанная на Минее общей (Арханг. Д. 338): рукопись была продана по повелению игумена Диодора за 5 алтын.
С другой стороны, братия Козьеручьевского монастыря обращалась за книгами в Ухтостровский приход: в сундуке с церковными документами Троицкой Ухтостровской церкви указана Челобитная Козьеручьевского монастыря о передаче им Триоди.
Описи имущества представляют собой ценный источник для изучения истории монастыря или церкви. Публикуемая Опись является первым по времени документом такого рода для Спасского Козьеручьевского монастыря. Она дополнена вкладной книгой, продолжающей по времени Опись.
Информация вкладных книг служит, прежде всего, источником информации об именах и социальном статусе вкладчиков, репертуаре вкладов.
Ефимова Н.А.
Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. Вып. 7.