Мастер А.С. Виктором и Н.П. Повозков
Берег левый - берег правый: Куростров - Ухтостров.
Строительство воздушных переходов линий электропередач через реки для района не ново. Были не в столь давние времена проложены провода через Северную Двину в районе Орлецей и Двинского, давшие электрический ток в населенные пункты правобережья. 

Нынешним летом монтажники специализированной 88-й мехколонны выполнили основные работы на переходе через реку Богоявленка.
О необходимости подачи электроэнергии по проводам воздушной линии в населенные пункты Ломоносовского и Ухтостровского сельсоветов начали говорить немногим более двух лет назад, когда паводком оборвало один из двух кабелей, проложенных по дну реки. Долгие попытки водолазов найти обрыв и восстановить кабель не увенчались успехом. И, как видим, от идеи до выполнения планов в жизнь прошло всего лишь два года. Но Богоявленка разделяет Ухтострово и Ломоносово, а для надежного снабжения электроэнергией островитян нужно будет строить ёще переход ЛЭП через Северную Двину для подключения сети к Луковецкой подстанции.
Для населения Ухтостровских и Ломоносовских деревень это строительство имеет очень большое значение. Сейчас электрический ток поступает в Ломоносове по одному кабелю, проложенному в 1984 году по дну Курополки. Второй - оборван. И нет никакой гарантии, что весенний ледоход не выведет единственную линию из строя. Русла рек постоянно меняются. В некоторых местах поверх кабеля вода намывает слой песка в несколько метров. В других образуются провисания, прицепляются деревья и кусты ивы, подмытые и рухнувшие с берегов. А на разрыв алюминиевый кабель слабоват, не выдерживает больших нагрузок.
Переход ЛЭП через Двину проектировался. По всей вероятности, его будут строить в следующем году.
На нынешнее строительство материалы начали завозить в июне. В первую очередь привозили и забивали сваи. Начинали с фундамента под промежуточную опору.
Весь переход состоит из трех опор - одной промежуточной и двух анкерных. Когда мы с начальником Холмогорского района электрических сетей Н.П. Павозковым приехали к монтажникам, на строительстве поднимали и закрепляли к гирлянде изоляторов первый провод на материковой опоре в Богоявленье.
Если издали смотришь на эти сооружения, вроде бы ничего особенного, но когда оказываешься рядом с громадиной из металла почти в 50 метров высотой и смотришь, как по верхней траверсе ходят маленькие человечки, то увиденное впечатляет.
Николай Павлович приехал посмотреть на месте, каким образом можно будет подключить действующие линии электропередач к новому воздушному переходу. В проекте этого не оказалось. Истинная картина отличается от той, что нарисована проектировщиками на карте, поэтому придется согласовать еще и прокладку ЛЭП на том и другом островах для включения в магистрали.
Работу строителей значительно осложняет географическое положение воздушного перехода ЛЭП через Богоявленку. Давно работает в 88-,й мехколонне мастером А.С.
 Викторов. Возглавлял строительство в Орлецах и Ныколе. Однако с такой ситуацией, когда каждая из трех опор монтируется на трех разных островах, Александр Сергеевич сталкивается впервые. Сложно с доставкой стройматериалов через переправы, когда приходится идти на различные условия и входить в положение перевозчиков. Не просто поддерживать связь и между берегами Богоявленки, когда по обмелевшей речке приходится объезжать остров, на котором установили промежуточную опору.
Как бы там ни было, самые основные работы близятся к завершению. Берега между крайними опорами на расстоянии 1300 метров соединят шесть проводов. Две линии по десять тысяч вольт.
продолжение следует....
Газета "Холмогорская жизнь" 1997 год