Добро пожаловать!!!

Упоминания Ухтострова в работах протоиерея Василия Верюжского

Протоиерей Василий Верюжский - пастырь, профессор, доктор церковной истории. Родился в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника.
Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию.

В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей. С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии.
Вернувшись в Россию, М.В. Верюжский углубился в научную работу, плодом которой стал ряд интересных статей по истории Холмогорской епархии и истории церковного раскола на русском севере в XVII веке. Свои статьи он публикует в академическом богословском журнале «Христианское чтение». Ряд своих статей о современном положении Поместных Православных Церквей он поместил в «Церковных ведомостях».
Василий Верюжский - Северно-русский приход в конце XVII века
Афанасий строго оберегал церковную землю от разных посягательств на нее со стороны крестьян. Последние должны были спрашивать особого архиерейского разрешения всякий раз, когда хотели воспользоваться ею в своих интересах. Даже воспользоваться ею для удовлетворения своих церковных же нужд (напр., для устройства кладбища) они не смели без архиерейского указа. В тех случаях, когда крестьяне делали попытку распоряжаться церковною землею, как своей собственностью, они наказывались пеней. Так , напр., в июне 1688 г. было взыскано пени 2 руб. 8 алт. 2 д. на бывшем церковном прикащике Ухтостровской волости Ивашке Скоморохове и на двух крестьянах – «за то, что они без указу архиерейского церковную землю променяли Государскому крестьянину»
Пошл. кн. 196 г., отд. «пенных денег»

В августе 1692 г. была «отпущена память Богоявленского Ухтострова к священнику Евпсихию по челобитью дьячка Якушка Семенова, велено ему от письма церковных книг, и выборов, и счетных, и всяких церковных писем давать из церковной казны писчего по (пропуск)». (Пошл. кн. 200 г., ркп. Арханг. дух. сем. № 233)

«Февраля в 18 д. Отпущена память Богоявленскаго Ухтострова к попу к Ивану Федотову да к земскому судейке к Стеньке Елюнкиных с товарыщи по челобитью тое ж волости церковных кабал зборщика Ивашка Коротких, велено на ево место в зборщики выбрать новаго зборщика». – «Марта в 8 день отпущена память Богоявленскаго Ухтострова к попу к Ивану да к церковному приказщику к Ивашку Скоморохову и к земскому судейки и к мирским людем, велено тое ж волости на крестьянех нововыборному зборщику Ивашку Афанасьевых, который выбран на Ивашково ж место Коротких, по церковной кабале в церковную казну деньги збирать». 
(Пошл. кн. 195 г., отд. грам. и пам. по челоб. дел.)

7 июня 1695 года была «отпущена память Богоявленскаго Ухтострова к священнику Евпсихию да к церковному приказчику по челобитью Архангельского монастыря крестьянина Луготинской деревни Матюшки Яковлева Уских»; в ней приказано было «священнику с приказщиком о церковной Луготинской Кутовской деревни дать… торг, а с торгу буде хто больше учнет празги давать в церковную казну, а вышеписанный челобитчик против той наддачи празги скажет, что даст, и ту деревню отдать ему челобитчику в подяд, впредь на 10 лет, в том взять на него порядная запись з доброю порукою». 
(Пошл. кн. 203 г., отд. грам. и пам. по челоб. дел)

Василий Верюжский - Северно-русское приходское духовенство в конце XVII века
В октябре 1684 года, в бытность Афанасия в Москве, был пойман там бежавший ранее дьячок Ухтостровской волости Дорошка Оманихин, обвинявшийся в каком-то «духовном деле». По архиерейскому указу он был доставлен на Новгородское подворье – место жительства архиерея – и посажен здесь на цепь. Но и с цепью он сбежал с Новгородского подворья и, пойманный, был представлен сначала в Стрелецкий, а потом – в Новгородский приказ, оттуда был отпущен на свободу. Сделано это было, как видно, против архиерейского желания.
(Черновая расходная книга архиер. дома за 193 (1685)г)

Огромная благодарность за найденный материал Александру Максимову

Назад

Ледовая переправа

Далее

Оживет на денек Романовская

  1. Uzkaya

    Еще там же нашла:
    « Кроме памятей целому обществу, давались памяти и отдельным лицам. Напр., 24апреля 1695 г. была «отпущена память тое-ж волости Ивашка Тимофеева Колтовых, велено ему Ивашку на искупление разрубных денег дать из церковной Богоявленской казны взаймы 2 руб 25 алтын денег., до Покрова 204 года». Пошл. кн. 203 г. См. также записи в пошл. кн. 196 г. – марта 28 и 198 г. – мая 24 и июля 5. – Рукописи Холмог. Соб. № 1463 и Арх. сем. № 233.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *