Продолжение истории Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.

1859 года 9-го января в Ухтостровско-Богоявленском приходе совершался храмовый праздник. В этом приходе есть деревня Митрофановщина, где в то время жили две сестры, горячие ревнительницы глаголемого старообрядчества, принадлежавшие к аароновскому согласию. По случаю праздника эти ревнительницы вздумали пригласить к себе в дом всех своих единомысленников. В том числе приглашен был и Федор Степанович. Была отправлена по обыкновению служба, за которой наставники особенно усердно читали и пели. Потом предложен был обед всем присутствовавшим при службе. После обеда расположились читать недельное толковое Евангелие. Избрано было поучение на день Богоявления, соответствовавшее совершавшемуся празднику. Хозяйка дома принесла книжку (историю раскола – сочинение протоиерея Иоанна) и, подавая ее наставникам говорила: "нате-ка, посмотрите вот, что это за книжка? Мне сказывали, что тут есть о Никоне, как он веру переменил и перепечатывал книги" – Наставники посмотрев книгу, сказали, что такой книги они еще не видывали. Федор взял книгу в свои руки и стал читать. Читал о стригольниках, читал о преподобном Максиме Греке, о действиях Стоглавого Собора касательно книжного исправления, о действиях первых пяти патриархов Московских и также Никона патриарха, о происхождении раскола и его разделениях на секты и разные согласия и проч. Из этого чтения он увидел, что считаясь столько лет первым в своей местности учителем раскола, на самом деле он не имел правильных сведений по истории мнимого старообрядства, поэтому он выпросил книгу домой под предлогом написать на нее опровержение.
Но возвратившись домой, Федор тотчас же взялся за книгу и стал читать ее. Чтение это произвело на него глубокое впечатление. Ему ясно стало представляться, что глаголемые старообрядцы находятся в безысходном невежестве и делают весьма много несправедливых нареканий на православную великороссийскую церковь. Но мысль о совершенной беспорочности этой церкви была еще далека для него. Федор Степанович находился в совершенной уверенности, что с 1666 года в великороссийской Церкви царствует антихрист. В этом он убеждался на основании слов писателя “Книги о правой вере”, напечатанной при патриархе Иосифе, неправильно понимаемых вообще всеми приверженцами мнимого старообрядства. Таким образом Федор находился в каком-то водовороте. Не видя вокруг себя истины, он пришел в великий ужас и так сокрушался духом, что стал опасаться в возможности сохранения своего рассудка. Тяжело было переносить это состояние.
Спустя немного после этого времени, в Ухтостровско-Троицкий приход приехал уездный миссионер, которым был тогда О.И. Павловский. Павловский обратился к местному священнику О.А. Русанову с просьбой о назначении к вызову на собеседование о вере раскольников. Священник выставил между прочим на вид и Федора Степанович, как особенно упорного и опасного противника православной церкви. Вызванные на собеседование раскольники находились в смущении, они не понимали, что значит вызов их к миссионеру, и что это за лицо – миссионер, которого они до сего времени никогда еще не видали и о котором даже и не слыхали. О.И. Павловский ласково обошелся с вызванными к нему старообрядцами, просил их быть откровенными перед ним и рассуждать как со своим братом. Потом он обратился к Федору и кротким отеческим голосом говорил ему: “я слышал про тебя, друг мой, что ты был некогда усердный чтитель церкви Божией, а ныне, говорят, ты находишься в числе первых врагов ее, и вот уже около девяти лет прошло, как совершенно отрекся от Церкви. Скажи мне, что ты в ней увидел нехорошего?” – Федор стеснялся высказываться перед миссионером, опасаясь каких-либо для себя неприятностей. Заметив это, миссионер сказал ему: “ты не бойся меня, я спрашиваю тебя не для суда и следствия, а для того, чтобы сообща с вами посудить о тех недоразумениях, которые послужили для вас причиной к отпадению от православной великороссийской церкви”. – Такие слова ободрили Федора Степановича, а также и прочих его товарищей, и смягчили их сердце. Он свободно вступил в разглагольствие с О. И. Павловским и стал ему предлагать разные возражения. Собеседование было продолжительное. В своих разъяснениях и ответах миссионер руководствовался книгой: “Истинно древняя и истинно православная Христова церковь” – Григория митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Когда собеседование кончилось, О. Павловский, провожая Федора, сказал ему: “ты, смотри же, друг, хорошенько сообрази обо всем, что я высказал. Придешь домой, постарайся достать книги и обрати внимание на все те места, которые я выставлял на вид”. С этого собеседования Федор вынес самое отрадное впечатление. Он ясно понял, что православная церковь обладает весьма сильным оружием против раскола, – перед которым не может стоять никакая раскольническая теория.
По возвращении домой у Федора явилось желание посетить одного из своей братии, наставника Г. Б., который почему-то не был на собеседовании у миссионера. Г. Б. спросил Федора, зачем его вызывали к миссионеру и что такое он говорил. Федор Степанович рассказал все, что и как было. Г. Б. возразил: “да ужели миссионер действительно на старинные книги ссылается. Он говорит, что эти книги церкви не бранят и что они оправдывают ее весьма во всем, в чем старообрядцы ее обличают”. – Г. Б. говорил: “быть не может, чтобы в старинных книгах находились оправдания для никонианской веры; я этому ни за что не поверю; миссионер это говорит ложно”. – Федор сказал: “мне и самому кажутся невероятными доказательства миссионера. Очень бы мне хотелось проверить эти доказательства, да навести бы на него обличение”. – Г. Б. сказал: “проверь-ка, брат, проверь слова миссионера, да обличи его хорошенько. Съезди в Холмогоры к А. Е., у него много всяких книг, он даст тебе какие угодно”.

продолжение следует...