История Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.
В Архангельской губернии Холмогорского уезда есть деревня Высокий Бор, принадлежащая к Ухтостровско Троицкому приходу. Она находится неподалеку от той деревни, в которой родился наш знаменитый Ломоносов.
В этой деревне родился Федор Степанович в 1827 году. Родители его принадлежали к крестьянскому сословию, жили сперва богато, но потом, вследствие пожара, дошли до крайней бедности.
Одиннадцати годов, Федор Степанович лишился отца, который скончался несчастною смертию-был убит, а через год потерял и мать. Оставшись со своею тринадцатилетнею сестрою без всяких средств к жизни, Федор Степанович превратился в нищего и пошел просить себе хлеба Христовым именем. Бедственное состояние его в то время несколько облегчалось только тем, что у него была жива одна бабка (мать его отца). Она, сколько из жалости к малолетним сиротам, столько же и по родственному долгу, поселилась в их ветхой избушке и жила с ними,
как мать родная со своими детьми. Федор Степанович ныне с великим уважением вспоминает об этой благодетельнице своей. Она ухаживала за ними с материнскою заботливостью и любовью, заботилась обо всем, в чем тогда сироты имели нужду, и помогала, чем только могла помочь.
В виде наследства, по смерти отца, Федор Степанович между прочим получил часть изорванной псалтири. Он часто брал эту книгу в свои руки, любовался ею, как бы каким сокровищем, перелистывал её, и, глядя в неё, часто думал в себе, как-бы ему научиться уметь её читать. И вот запало в нем непреодолимое желание учиться грамоте. В то время в одной с ним деревне была одна грамотная девица, дочь одного бедного крестьянина, выучившаяся у своей тетки раскольницы в пустыше. Она была родственница сестре Федора Степановича и потому часто хаживала к ним, иногда с какой-нибудь работой, как например,
с прялкой, с шитьем, с вязаньем; а иногда для того, чтобы поиграть. Случалось, что она нередко и ночевала у них. Это послужило Федору удобным случаем поучиться у нее. Девушка выучила его в продолжении некоторого времени читать по складам четыре слова из 17-й кафизмы,
именно: блажени непорочніи въ путъ ходящій.... Это обучение началось прямо со складов и было чисто механическим, так что Федор, хотя складывать и знал, но складываемых букв не различал, и не знал, как назвать каждую из них отдельно. Впрочем, как бы то ни было,
но это занимало Федора Степановича, и он радовался, воображая, что
умеет уже маленько читать. Вследствие этого желание учиться еще более стало усиливаться в нем.
Дело было осенью. Федор Степанович в это время получил некоторую долю зернового хлеба от крестьян, обрабатывавших его землю
за половинный урожай. Часть этой доли он вздумал употребить на обучение себя, на что согласна была и его бабка. Вот он и отдал четыре четверика ячменя той девице, которая положила в нем основание науки. Так как девица эта принадлежала к бедному семейству, то она с
удовольствием согласилась за этот гонорар выучить Федора грамоте. Выпросивши у одной своей тетки азбуку, Федор стал постоянно ходить к своей нанятой учительнице, а иногда сама учительница приходила к нему, и дело изучения пошло своим обычным порядком. В продолжении
двух-трех месяцев, под руководством своей учительницы, Федор Степанович узнал буквы, выучил склады и прошел пять кафизм псалтири. За тем учительница, сочла свою обязанность оконченною. К этому времени в Ухтостровско-Троицкой церкви местным дьячком открыта была школа, и к нему собралось для обучения до сорока мальчиков.
Стал проситься к нему и Федор, чтобы поучиться писать, и дьячек охотно принял его. Школьные его товарищи приносили с собой в школу из дому, обед. Но Федору приносить с собою было нечего, так как он кормился преимущественно только подаяниями во имя Христово. Бывало,
как только ученики расположатся в школе обедать, Федор Степанович
загнет подол своей рубахи и пойдет сбирать кусочки по своим товарищам, с приниженным видом обращаясь к каждому: „подай Христа ради!” И товарищи подавали ему, кто сколько мог. И таким образом, Федор учился и кормился в приходской школе целый год. По
праздничным дням он между тем, ходил в Церковь, становился на клирос и помогал дьячку петь и читать.
Дьячек любил его за это и оказывал ему со своей стороны поощрение.
продолжение следует...
Добавить комментарий