Андриян Федорович Максимов
Максимов Андриян Федорович родился 5 августа 1916 года в деревне Кашино Ухтостровского сельсовета Холмогорского района Архангельской области.
Учиться пришлось мало. В тридцатом году закончил четыре класса и до тридцать пятого года проработал дома, а потом устроился на «Красную кузницу» в Соломбале, где три года работал и учился на рабфаке до начала финской кампании.

В тридцать девятом году их погрузили на пароход и увезли в направлении Петсамо в горно-стрелковый полк. Ползали по горам, теряя друзей и товарищей.
Позорная война закончилась быстро, но их демобилизовали только через год из бухты Титовка, что недалеко от Мурманска.
Осенью сорокового года уехал в Ленинград и устроился на военный завод «Большевик».
А 22 июня сорок первого года уже был зачислен в 189 стрелковый полк и в его составе был отправлен в Великие Луки. Но в бой не вступили, и по неизвестным причинам их полк был расформирован, возвращен в Ленинград, а личный состав распределен по другим частям.
И Андриян Федорович попал в зенитно-артиллерийский полк пулеметчиком, защищал Ленинградское небо от немецкой авиации.
После соединения Ленинградского и Волховского фронтов и частичного прорыва блокады в январе сорок третьего года его переводят в гвардейский стрелковый полк в звании сержанта командиром пулеметного отделения. Полк был отведен с фронта и занимался подготовкой к окончательному прорыву блокады.
Прорыв блокады в январе сорок четвертого года начали в районе Пулковских высот, и однажды при освобождении населенных пунктов попали в окружение, под пулеметным огнем многие погибли. Отбивались день и ночь. От их роты осталось восемь человек. Дней пять ходили в бой с большими потерями, комплектуя роту из оставшихся в живых солдат других рот. Командир роты каким-то чудом оставался жив.
А Андриян Федорович был ранен и почти сутки пролежал в снегу, без сознания, истекая кровью, занесенный разыгравшейся метелью.
Но попал в хороший госпиталь на Васильевском острове. Начиналась гангрена, и только несогласие Андрияна Федоровича на быстрое удаление ноги и вера врача в молод й организм сержанта спасли от ампутации. Через три месяца Андриян Федорович был уже на ногах. В это время формировался санитарный поезд на Архангельск, и желание побыть дома подтолкнуло Андрияна Федоровича попроситься в отправляющийся эшелон. Но довезли до Череповца, а там подцепили к другому паровозу и ту-ту в Березники на Урал. А на груди его сияла медаль за город Ленинград.
Выздоровевшего сержанта направили в распоряжение Ворошиловского военкомата, который командировал его в Челябинское танковое училище. И после двухмесячной учебы, вместо двух лет направляется на фронт в составе танкового полка в июне сорок четвертого года.
Полк состоял из тяжелых танков ИС-2 со 122-миллиметровым орудием. Экипаж 5 человек, боезапас — 20 снарядов.
В итоге двухмесячных боев, воюя в составе 2-го Белорусского фронта прошли по Белоруссии, освободили значительную часть Литвы и восточную часть Польши.
Особенно жестокий бой запомнился за польский город Гдыню. Немцы упорно сопротивлялись, подбили много тридцатьчетверок. Атака захлебывалась, и тогда в бой ввели тяжелые танки ИС-2. Удар настолько был сильным, что опрокинул не только дивизии первого эшелона, но и довольно крупные подвижные резервы. За этот бой Андриян Федорович был награжден орденом Славы третьей степени.
Уже был март сорок пятого и наши войска, добивая остатки вражеских частей, выходили на побережье Балтийского моря, отсекая группировку немцев в Восточной Пруссии. Глубокое проникновение танков в тыл противника не позволяло немецким войскам использовать для обороны большинство заранее подготовленных рубежей. Их надеждой был Кенигсберг. Они надеялись выдержать осаду этой крепости. Но тяжелые танки и артиллерия разбили крепостные стены и огнем орудий поддерживали пехоту. 10 апреля город был взят.
Две медали получил в награду за эти бои Андриян Федорович: «За отвагу» и «За взятие Кенигсберга».
Войну Андриян Федорович закончил в Германии и служил там в уже позабытом местечке до мая сорок шестого года. И с медалью «За победу над Германией» в июне вернулся домой.
Всю жизнь ветеран войны и труда живет и работает в родной деревне. Вот уже более трех четвертей века.
Ю. Доронин
Газета "Холмогорская жизнь" 1994 год