— Пристегните ремни. Наш самолет совершает посадку, в столице Демократической Республики Афганистан городе Кабул,— произнесла после двухчасового полета бортпроводница и подбадривающе улыбнулась.
Пассажиры, восемнадцати, девятнадцатилетние парни, понимали, что вскоре им придется смотреть в лицо смерти, слушать свист пуль и прощаться с друзьями, наверное, не всем суждено-вернуться домой. В большинстве это были ребята с севера, как говорится, самые выносливые. Был Среди них и Николай Мышов из Ухтострова.Два с половиной года службы вдали от Родины начались для него... с трехдневной командировки в Союз. Случилось так. По распределению Николай попал в артиллерию, их воинская часть находилась в г. Джелалабаде. Заместитель командира дивизии по техчасти спросил вновь прибывших: «Есть среди вас трактористы? Из двадцати двух собравшихся Николай оказался единственным. Перед Мышевым была поставлена задача: через две недели отправиться в Союз, для получения боевой машины.
А когда доставил в воинскую часть тягач, был назначен на него механиком-водителем (В «учебке» Николай получил воинскую специальность — наводчик Орудия).
Его службу в рядах Советской Армии не назовешь обычной. Боевые операции, выход в горы для корректирования огня и прочески кишлаков с целью уничтожения банд душманов, госпиталь. Он, как и его дед, воевал. Самое главное, вспоминает Николай, принять первый бой с противником, после которого становилось безразлично — выживешь ты или погибнешь. Приходилось ли убивать? Да, приходилось, понимали, если не ты его, тогда он тебя.
На территории воинской части долго не задерживались: на боевые операции уходили на одну-две недели, когда советские и афганский разведчики обнаруживали банду. Снился ли по ночам родной дом? Не помнит, да и недолги были их сны: спали по пять-шесть часов. Война — это работа. Тяжелая, очень тяжелая работа. Судите сами. Перед армией Николай весил семьдесят два килограмма, вернулся домой — сорок чётыре.
...Наверное, всё мы, читая о том, как герои в годы войны, рискуя жизнью, бросались со связкой гранат под танк или вели свой самолет на таран, спрашиваем себя: «А смог ли бы я так?». Одни отвечают положительно, другие — отрицательно... А Николай смог!
Произошло это во время Паншерской операции. Начался минометный обстрел. Николай увидел, что командиру батареи грозит смерть, сбил его с ног и закрыл своим телом. Потом госпиталь. Ранение было тяжелым — перебиты обе ноги осколки в правой руке и правой половине лица. (Осколок из локтевого сустава достали уже в Архангельске, после окончания службы).
А дома читали письма: «Мама, папа, не волнуйтесь, у меня всё хорошо. Заболела нога, поэтому сейчас лежу в госпитале».За свой подвиг Николай был награжден орденом Красной Звезды.
И еще об одной боевой операции хочется рассказать. Местечко Суруби. Поступил приказ о смене пункта дислокации. После того как дали «отбой» остались танкисты и артиллерия, остальная часть бригады ушла. Ушли и саперы. А оставшиеся ждали, когда вернется разведка. Вдруг по рации передают: разведчики попали в засаду, для уничтожения противника мешает отвесная скала.
Дан приказ обойти скалу с другой стороны. Дорога оказалась заминирована. Первый тягач подорвался, второй шла боевая машина Мышова. Надо рисковать, товарищи гибнут, и Николай повел тягач. Все прошли за ним успешно и огнем артиллерии прорвали засаду. Возвращались по этому же слёДу.
9 май 1984 года зачитали приказ о награждении рядового Мышова медалью «За боевые заслуги». Только вот все еще не нашла она своего героя.
Незаменимой на каждой боевой операции Николай назвал... гармонь. Ее он всегда возил с собой. Командир орудия за рычаги садился, а Николай выходил на броню и играл. Ребята очень просили. Любил петь песни военных лет и русские народные, такие, чтоб обязательно за душу брали.
«За перевалом,
в Глухом ущелье
Идет стрельба.
Нас убивают.
Здесь как и прежде
Идет война».
А когда возвращались с боевых операций с победой, у КПП их встречали с музыкой. Женщины — штабистки и медсестры — забрасывали машины цветами. Такое не забывается...
...Почти четыре года, как вернулся Николай домой. Работал в госплемзаводе «Холмогорский» трактористом, сейчас возглавляет его комсомольскую организацию. Бывает, конечно, трудно, но не в правилах Мышова отступать.
А по ночам снова и снова снится Афганистан. «Все еще воюю».— говорит Николай.Е. Тышкунова
Газета "За коммунизм" 1988 год
Добавить комментарий