"Дорогая редакция!
Пишет вам арендатор из племсовхоза имени Ворошилова. Прошу разъяснить, есть ли какое-нибудь постановление о продаже лошадей. С администрацией совхоза я второй раз столкнулся по этому вопросу. Конкретного ответа никто не знает. Mеня уверяют что кобыл продавать запрещено.
Еще вопрос - о снабжении горюче-смазочмыми материалами. Совхоз продал мне трактор, инженер подсчитал расход солярки на год 60 литров. Я уже перерасходовал 30. Договор у меня на три года. 

Совхоз продает только бензин. Никто из владельцев мотоциклов и лодочных моторов не страдает из-за отсутствия в продаже масел. Берут там же в совхозе, только без денег.
Как выйти из такого положения, прошу разъяснить. Живем на острове. Время идет быстро. Так и сенокос подойдет, я не останусь ли я в страду без горюче-смазочных материалов?».
В. Афанасьев

Редакция попросила дать разъяснение по этим вопросам специалистов агропромышленного объединения.
Н.А. Вебер, и. о. главного зоотехника: «Нигде не встречала разъяснения, разрешено или запрещено продавать кобыл. В хозяйствах должны решать, есть ли у них возможность для продажи лошадей. Желающих приобрести, особенно крупный рогатый скот, теперь найдется немало. Причем о продаже бычков и коров не только просят, но даже требуют.
ОПХ «Емецкое» увлеклось продажей скота, там теперь будет штрафы платить из-за недопоставок мяса.
Продажа бычков — это не развитие личного хозяйства. Надо добиваться, чтобы имели стадо своего скота, занимались воспроизводством и сами получали молодняк.
В настоящее время колхозам и совхозам разрешено продавать любой скот: Но это не значит, что хозяйственники должны делать это по первому требованию и вопреки своим интересам».
В.А. Перхина, инженер по топливу: «По договору на все виды работ совхоз обеспечивает арендатора дизельным топливом по оптовой цене, то есть восемь копеек за литр. Если В.В. Афанасьев выполняет на своем тракторе работы в личном хозяйстве, а также помогает односельчанам подвезти дрова и т. п., в этом случае он должен покупать горюче-смазочные материалы на нефтебазе в Копачево.
По вопросам покупки бензина и масел недоразумений не должно быть. Хозяйства и предприятия заключают с нефтебазой договора и завозят горюче-смазочные материалы для продажи, населению».
С содержанием письма был ознакомлен и директор племсовхоза имени Ворошилова.
А.Д. Христианов: «О продаже арендатору лошади вопрос - решал совет Трудового коллектива. Специалисты убедили всех в ненадобности продавать кобылу в личное пользование. На решение повлиял и тот факт, что когда В.В. Афанасьев уехал на курсы в Вельск, оставил присмотреть за своим хозяйством недобросовестного человека, допустившего падеж лошади.
В настоящее время Афанасьев купил в совхозе и объезживает мерина.
Бензин продаем, а с маслами вопрос не решен в целом по стране. На дизтопливо рыночного фонда не было и нет».
Как же так, трактор можно купить, а топливо для него — нет? Попробуем обратиться по адресу, который дает В.А. Перхина.
Т.И. Чебыкина, бухгалтер нефтебазы: «Пока у нас нет колонки для заправки дизельным топливом и поэтому не имеем
 права заправлять индивидуальный транспорт.
По Договорам с хозяйствами можем отпускать дизельное топливо также, как бензин и масла, для продажи населению. Загвоздка лишь в том, что отгружать мы можем только полный бензовоз, дозированную заправку (как это делают в Архангельске) производить не можем».
В Ухтострове всего один индивидуальный трактор. Спецмашины с дизельным топливом В.В. Афанасьеву хватило бы на пятилетку, а то и больше. А если ему приехать на автозаправочную станцию в Матигоры?
Л.А. Котлова, оператор-бригадир Холмогорской АЗС: «У нас есть пятикубовая емкость с дизтопливом для заправки личного транспорта. Продаем его за наличный расчет по 30 копеек за литр.
В настоящее время за дизельным топливом к нам приезжают очень редко. При необходимости заправляем горючесмазочные материалы в бочки».
Раз не находит В.В. Афанасьев взаимопонимания в Ухтострове, придется ждать — пока мороз сделает дорогу в Матигоры? Что же ему теперь свою нефтебазу строить?
Нет, такое решение не подходит. Позиции: купил трактор, сам и думай как его заправлять — не должно быть. Поймите, что если арендатор выполняет какую-то работу у соседей, все это добрые дела, на которые не придется направлять совхозную технику.
Два года назад подобная волокита была с продажей бензина. Люди не знали, куда и на кого жаловаться. Теперь все урегулировано.
Пора отбросить эмоции. Руководителям хозяйств и нефтебазы при заключении договоров следует учесть потребность населения в бензине, дизельном топливе, а также масел, где еще не организована их продажа. Не надо вынуждать людей воровать или ехать за тридевять земель из-за нескольких литров автола. Бездействуя — теряем больше.
Обобщая проблему приобретения скота населением, хочу напомнить специалистам о неудовлетворительной работе по воспроизводству стада, о падеже и вынужденном забое животных. Ведь при обеспечении сохранности скота и сокращении яловости хозяйства будут заинтересованы продавать животных из-за нехватки помещений.
Вдумайтесь в цифры: за 11 месяцев пало в районе 382 головы крупного рогатого скота, в том числе 335 — молодняка. Каждый год колхозы и 
совхозы не получают телят от 1600—1800 коров. Не лучше положение в коневодстве. Так давайте же не будем много дебатировать на эту тему, а поможем всем в приобретении молодняка, у кого проявляется хозяйская жилка.
А. Угольников
Газета "За коммунизм" 1989 год