Алевтина Михайловна Лаишевцева
Вдохновение - великая сила! Чувство это наверняка знакомо многим из наших читателей. Мучаешься порой над чем-то, над какой-то необходимой работой, и толку нет, не идут дела на лад. А придет оно - это самое вдохновение - все будто само собой получается. Слово к слову, строка к строке...

Часто близких людей родственники поздравляют стихами по случаю знаменательной даты. Пусть и не соответствуют те стихи по звучанию слога ни ямбам, ни хореям, но написаны всегда от души. Такие шедевры порой услышишь, что с произведениями классиков можно сравнивать. Каждый человек по-своему талантлив, только вот для раскрытия дара необходимы усилия.
Творческие способности открылись недавно у Любови Александровны Рогозиной, а повод для вдохновения у нее самый подходящий: бабушке любимой 75 лет отмечать готовились. Очень порадовала внучка Любушка Алевтину Михайловну Лаишевцеву, когда не стишок, а целую поэму про деревенскую женщину-труженицу на торжественном вечере прочитала. Правда, пару строк для уверенности у Корнея Чуковского позаимствовала, но это простительно:
-Рано утром на рассвете просыпаются зверята, 
И мышата, и котята, и жучки и паучки.
Только наша баба Аля на ногах с пяти часов. 
Петухи еще не встали, не слышно птичьих голосов. 
И не нужен ей будильник - у нее свои порядки. 
Будто кто-то потихоньку ей командует: "Подъем!". 
И, как пчелка трудовая, вьется устали не зная. 
Даже чаю не попьет, на кухне мусор подметет.
А в топке уголь догорает, уже готовы шаньги к чаю.
Суп надо в печку посадить, чтоб кучу внуков накормить. 
И режет хлеб на сухари, чтоб правнуки погрызть могли. 
А после в противне большом детей отпотчевать лещом. 
Как белка скачет по ветвям. Кто может с ней сравниться? 
Лишь только бабушка у нас - ей каждый удивится: 
К ступенькам прыг, на печку скок, чтобы закрыть трубу. 
Не успеваешь, и моргнуть, она уж на полу.
Затем, налив ведро воды, чтоб вымыть в кухне пол, 
Она берет большую тряпку, слегка загнув подол.
И через несколько минут, как бляха у бойца, 
Сверкает пол и там и тут до самого крыльца.
Вот, наконец, закончив все, она идет умыть лицо, 
Чтоб выглядеть на миллион, как будто посетив салон... 
Но вот, почуяв запах плюшек, кулебяк, шанег, ватрушек, 
Из дверей идет гурьбой все семейство, словно рой. 
Быстро чайник вскипятив, и заварку заварив,
Она всех их нежно встретит, словом ласковым приветит, 
Чай по кружкам разольет, пирожок преподнесет. 
И тут не время ей скучать - пора кровати заправлять. 
Как купол церкви над горой, подушки выложены в строй. 
У нее во всем порядок: от кастрюли и до грядок.
Дело движется к обеду, некогда вести беседу.
Надо зелени нарвать и в салат все нарезать.
На гарнир сварить картошку и котлет слепить немножко.
Ведь если каждому подать, то штук так надо - 25! 
Покормив обедом рать, начнет посуду убирать.
Когда и с этим делом все, пойдет и вынесет ведро. 
И вот бы лечь и отдохнуть, но нет, дела не терпят. 
Пойдет на грядку спину гнуть, чтоб прополоть морковку,
Затем пойдет все поливать, у огурцов усы срывать, 
С капусты бабочек сгонять, из чеснока узлы вязать...
И так проходит целый день. В делах, в труде, в заботе.
Она всю душу отдает, как раньше на работе.
И вечером, ложась в кровать, положит ноги отдыхать, 
Ведь от такой работки они как две колодки.
Так вот, хочу сказать друзья, она у нас на всех одна, 
И если каждый из всех нас поможет ей хотя бы раз,
О лени сможет позабыть, мы можем жизнь ее продлить.
Вот такие несколько наивные строки о заботливой женщине, которая с раннего утра до позднего вечера трудится, чтобы дорогие гости могли беззаботно отдохнуть в период отпусков и летних каникул. В дом Алевтины Михайловны Лаишевцевой, что находится в ухтостровской деревне с названием Третья Александровская, все родственники едут с радостью, регулярно навещают мать шестеро детей, а бабушку 13 внучат и 17 правнуков.
Быть может, безграничную заботу о близких проявляет Алевтина потому, что сама была лишена в молодости такого внимания. С детских лет помогала матери, которая работала в колхозе дояркой. Годы были суровые. В роковом сорок первом стала самостоятельно работать на ферме, а ведь было всего-то 12 годков. Так всю жизнь и не изменила своей профессии, до 1987 года работала дояркой в родной деревне. Сначала в колхозе имени Молотова, потом предприятие носило название «Победа», затем был период укрупнения мелких хозяйств в совхоз имени Ломоносова, далее следовала еще одна реорганизация, после которой работники полей и ферм в деревнях Ухтострова оказались в совхозе имени Ворошилова.
Помнит Алевтина Михайловна, как в войну посылки на фронт собирали. Хоть и тяжелое время было, а находили возможность чем-нибудь поддержать защитников Родины. В их семье она была третьим ребенком, а всего детей четверо. До 75-го дня рождения Алевтины дожила лишь старшая сестра Мария, которой уже за восемьдесят.
В девках Аля Шилинская в свое время не засиделась. Присмотрел ее на танцах, энергичную да красивую, молодец по имени Николай, а по отчеству Филиппович. Не война, так и не свела бы судьба их, кавалер-то был из семьи эвакуированных. Поженились в 1947-ом и прожили 47 лет в любви и согласии. Десять лет уж прошло, как не стало главы семейства. А хозяйство свое Лаишевцев создал крепкое. Кроме того, что сам трактористом работал, Ha своем подворье всегда скот имелся. Лишь недавно yговорили родные Алевтину Михайловну, что не по годам, да и ни к чему ей корову держать.
Внучка Люба не случайно упоминает в поздравительных стихах, что бабушка раньше душу в работу вкладывала. В 1966 году ухтостровской доярке Алевтине Михайловне Лаишевцевой был вручен орден Ленина, а имя ее занесено в районную Книгу Почета. За высокие производственные показатели она награждена еще и медалью «За доблестный труд». Не раз Алевтина Михайловна выходила победителем Социалистического соревнования, имеет серебряную медаль ВДНХ. Профессиональный уровень доярки отмечен высшей квалификацией, она являлась мастером животноводства первого класса.
Сравнивая сегодняшнюю действительность и прежнюю жизнь, Алевтина Михайловна отмечает, что раньше было интересней. Как соберутся с подругами с Феклой Владимировной Собинкиной, да с Любовью Дмитриевной Мышовой, есть что вспомнить. А внуки по праву гордятся, что у своих односельчан баба Aля пользуется заслуженно авторитетом, что к ее мнению прислушиваются, к ней идут за советом.
А. Угольников. Фото из семейного архива.
Газета "Холмогорская жизнь" 2004 год