Что главное в работе руководителя? Не ошибемся, если скажем: знание своего производства, умение мыслить экономическими категориями, четко видеть перспективу развития хозяйства. Руководитель должен быть политически грамотным, разбираться в вопросах социальной психологии, быть неплохим оратором. Еще скажем: руководитель — это и воспитатель масс. Круг вот таких «должен и обязан» широк.
Своими мыслями о роли и месте руководителя мы попросили поделиться директора племсовхоза имени Ворошилова, члена райкома партии Федора Егоровича Коротова.

Более десяти лет Вы,  Федор Егорович, руководите хозяйством, седьмой год возглавляете кружок экономических знаний, где занимаются специалисты и работники аппарата управления. На сколько взаимосвязаны эти две ваши обязанности?
Сейчас очень часто руководитель, он же и пропагандист. Такое сочетание считаю правильным и полезным. Хорошо поставленная учеба приносит большую пользу коллективу, нашему делу. На теоретическом семинаре со специалистами и руководителями среднего звена изучаем тему «Аграрная теория и политика КПСС». Не только учимся, но и воплощаем полученные знания в практические дела. Вместе со слушателями разработали должностные инструкции, которыми теперь руководствуемся в работе.
Другая сторона пропагандистской работы - это возможность встретиться со специалистами хозяйства, обсудить все насущные проблемы.
Мы говорим о руководителе как о воспитателе. Можно ли отделить эти два понятия? Нет. Ибо тогда руководителя уже не получится. Ведь в каждодневной практике приходится беседовать с рабочими, молодежью. Идешь на ферму, в мастерские - везде общение с людьми. Главное в работе руководителя - найти контакт с рабочими, добиться чтобы люди тебя понимали, а ты их.
Конечно, большинство вопросов, решаем совместно с партийной и профсоюзной организациями. Заседания парткома, где заслушиваем специалистов — это тоже пример воспитательной работы.
Можно обучиться специальности, получить теоретические рекомендации руководства коллективом. Но, думается, стать воспитателем учит сама жизнь, практика.
— Теория без практики — ничто. В свое время учился в Вологодской школе, подготовки и повышения руководителей колхозов и совхозов. Постоянно
 занимаюсь в школе партийного-хозяйственного актива при райкоме КПСС. Все это дополняется жизненным опытом. Бывал в прибалтийских, подмосковных хозяйствах — там почерпнул много полезного. Учишься у людей, советуешься с ними, набираешься мудрости.
Руководить коллективом. Каковы же каналы, по которым расходится это руководящее начало? . .
— Счастлив тот директор совхоза, председатель колхоза, который может опереться на крепкое ядро специалистов и руководителей среднего звена. Каким, представляю себе бригадира, управляющего отделением, агронома, зоотехника, механика? Помимо всех прочих качеств, он
должен уметь ладить с людьми. Именно руководители среднего звена находятся в непосредственном контакте с рядовыми тружениками.
Тот же бригадир. Он определяет работу, принимает ее. Ему приходится решать массу бытовых вопросов - с чем к нему только не обращаются! И на все надо дать ответ, совет — ни какой-нибудь, а чтоб люди были удовлетворены им. Может это и плохо, что, бригадиру приходится решать все на вверенной ему территории. На основное дело — руководить производством — остается треть времени. В то же время мы от него требуем только одного: выполнение плана — всеми путями. Считаю, что особое внимание сейчас надо, уделить руководителям среднего звена: учить, создавать все условия для инициативной работы. Нельзя допускать на столь важный участок работы случайных людей.
Хорошо зарекомендовали себя собеседование со специалистами и руководителями среднего звена в райкоме партии. Надо показывать их труд, не упускать из виду. Тогда не будут специалисты бояться возглавить ферму, бригаду. От крепости первичной ячейки зависит общий успех всего хозяйственного механизма
 колхозов и совхозов.
На. снимке: Ф.Е. Коротов.
Фото Н. Бабенко. Газета "За коммунизм" 1981 год.
Снимок статьи. Газета “За коммунизм” 1981 год