Сегодня по все стране в жизнь внедряется школьная реформа призванная повысить авторитет учителя. Наше послевоенное поколение помнит тех самоотверженных сельских Учителей с большой буквы. Сколько они отдавали нам, полуголодным детям добра, ласки, как стремились привить любовь к знаниям. Об атом я хочу рассказать в заметке.

Начинала я учиться в школе Ухтострова в деревне Горка. Это было тяжелое послевоенное время. Помню, как сейчас, привели нас родители в первый класс. Одежда, обутка старая, латаная. Детей много, почти все переростки (старше семи лет).
Встречала нас наша первая учительница Афанасья Александровна Кучкова — молоденькая, струйная девушка, приехавшая в деревню после окончания училища.
Мы, дети только что пережили войну. У многих отцов не было и верили - после Победы наступит хорошая сытная жизнь. Но и в после послевоенные годы, когда страна залечивала раны тоже было трудно. Не хватало самого насущного хлеба, бумаги, чернил.
Наша учительница ничего не боялась. Поддерживала нас, постоянно была веселой, доброй, а когда надо и строгой. Вначале она учила детей с первого по третий класс, а затем и по четвертый. Сидели все в одной комнате, одновременно шел урок по всех классах. И дисциплина была строгая, слышно как муха пролетала.
Сейчас-то понимаем как было трудно учительнице. Одних тетрадей проверить нужно в четырех классах. Да и знания у нас не ахти какие были, во время войны все забыли.
Нехватки ощущались во всем. Не было чернил и делали их из сажи. Наберем ее, разведем водой и пишем. Вместо тетрадей приносили старые газеты, журналы, писали между строк.
Если не справлялся с заданием на уроке, учительница оставляла после занятий и не успокаивалась пока не усвоишь материал.
Афанасья Александровна стремилась, что бы мы росли крепкими, здоровыми. Свободная минута выдавалась — выбегали на улицу. Катались на лыжах, санках, которые сами делали. Зимой во время перемены обязательно старались хоть раз скатиться с горки. Веселые, разрумяненные прибегали на урок и занимались лучше. В сильные морозы в школе устраивали игры, разучивали много песен.
А какие праздники устраивали! Афанасья Александровна придумывала различные сценки. Мы готовили костюмы, игрушки из бумаги. Причем все делали с какой-то радостью. Приглашали родителей на праздник, приходили почти все и нередко они уходили домой со слезами на глазах: очень были растроганы.
Не забывала наша учительница о самом важном — посильном труде учеников. Зимой мы пилили, кололи дрова для школы. А летом и осенью после уроков, часа на три ходили в поле полоть сорняки, собирать колоски, копать картофель, молотить зерно. И что характерно, так называемых трудных подростков, у нас не было. Конечно, озорные, подвижные мальчишки были, но не безобразничали, не курили, ибо все были заняты делом.
Я так понимаю, что первая учительница и была в настоящем смысле этого слова наставницей, вывела нас на широкую дорогу жизни. Откровенно говоря для многих из нас Афанасья Александровна была и за мать. Ведь своих мам в те годы мы почти не видели, с раннего утра и до позднего вечера они были на работе.
Сколько прошло учеников через добрые руки учительницы — трудно сосчитать. И каждому из них она отдала частичку своей души. 
Афанасья Александровна и сама воспитала троих детей. Вышла замуж за учителя Ивана Григорьевича, он вел математику в семилетней школе. Одна их дочь пошла по стопам родителей - стала учителем, вторая — инженером. А сын был летчиком, погиб при исполнении служебных обязанностей.
Тяжело переживала эту потерю Афанасья Александровна, но руки не опустила. Несмотря на свои 63 года по-прежнему учит детей. Ежедневно из своей деревни (сейчас здесь всего две семьи) ходит на лыжах в соседнюю деревню за три километра в школу.
Скоро А.А. Кучковой день рождения. Хочу пожелать ей крепкого здоровья, долгих лет жизни.
П. Карамышева
Газета "За коммунизм" 1987 год