Продолжение истории Федора Степановича Батракова (1827-1886) на основе его же рукописей. Опубликованная в 1878 году.
Наступил Великий пост. Священник отправился по домам своих прихожан. При этом он носил с собой “духовную роспись”, по которой наводил справки, кто сколько годов не был на исповеди и у святого причастия. Тех, кто давно не исполнял христианского долга, он увещевал. Пришел священник и в дом Федора Степановича.
В “духовной росписи” значилось, что Федор уже несколько годов не был ни у святого причастия, ни на исповеди. Священник обратился к нему со своим замечанием и стал увещевать его. Но Федор не внял слову увещания. Он прямо сказал священнику, что он не желает ходить в церковь, что он старовер и перекрещен уже давно одной умершей старухой. Священник возразил ему на это: “да я тебя недавно видел в церкви! Какой же ты старовер, когда ходишь в православную церковь?” – Федор отвечал: “точно, я был недавно в церкви; но я ходил не из усердия, а просто из пустого любопытства”. – После этого в народе понеслась громкая молва, что Федор Степанович совсем уже отрекся от церкви. Старообрядцы заторжествовали. Особенное удовольствие им доставляло то, что Федор лично перед священником признался, что он поступил в староверы и уже перекрещен умершей старухой. После этого они стали считать Федора уже совсем своим, и, почти вопреки собственной его воли, начали приготовлять его к перекрещеванию. При этом они рассудили, что на Федора Степановича не следует перед перекрещеванием налагать пост, ибо он в лице обличил антихриста и никонианскую веру.
1852 года 8-го апреля один из беспоповщинских наставников приказал Федору к вечеру приготовить кадку, поставить ее у себя в избе и налить в нее воды. Федор Степанович так и сделал. Наступил вечер и к нему прошел наставник с одним холмогорским купцом. Купец назначался восприемником Федора от купели. Наставник выложил свои иконы, которые он принес с собой. Стоявшие до этого на божнице иконы он приказал снять и на место их поставил свои. Федор снял с себя, по приказанию наставника, крест и пояс. Наставник взяв крест и вымыв его в воде, вдел в него новый гайтан и повесил его к божнице, где поставлены были его иконы. Затем он совершил каждение. После каждения, вместе с предстоявшим восприемником, наставник положил семь поклонов, известным под именем начала. А потом приказано было и Федору положить те же поклоны. За поклонами следовало отрицание от ересей, которое совершалось по чину присоединения от латин приходящих, изложенному в требниках напечатанных при пп. Иоасафе и Иосифе. Затем последовало отрицание от никонианских ересей, выдуманное самими приверженцами мнимого старообрядчества, а потом совершено было и младенческое отрицание. После отрицаний Федор прочитал трижды Символ Веры. Наставник прилепил к кадке три свечи и окадил ее кругом. Потом свечи были сняты и Федору приказано было раздеться и идти в кадку. Наставник привязал ему под мышки полотенце, и, придерживая за его концы левой рукой, а правую положа на голову, погружал его до трех раз, с произношением имени Пресвятой Троицы. После этого Федору дали надеть белую рубаху и крест, а нареченный восприемник повязал ему пояс, и тогда прочитан был псалом: блажени, им же отпустишася беззакония. Затем следовал отпуст, с обычными поклонами. На этот раз Федор поклоны полагал уже вместе с наставником и своим восприемником. После формального перехода в беспоповство Федор стал есть уже порознь со своей сестрой, и обзавёлся особой чашкой.
Так Федор Степанович сделался отщепенцем православной Церкви и вступил в аароновскую секту. Но этот переход не доставил душевного спокойствия совратившемуся. Напротив, его душу посетило какое-то уныние. Он сделался угрюм и задумчив. Ему очень не понравилось совершенное над ним беспоповское перекрещевание. Оно казалось ему не столько назидательно, сколько кощунственно.
продолжение следует...
Добавить комментарий